май 29, 2006
На 25-й сессии АКСНД депутаты приняли Закон «О размещении и организации деятельности игорных заведений на территории Алтайского края». В нем прописан целый ряд ограничений для игорного бизнеса, но основные дебаты развернулись вокруг требования располагать подобные заведения на расстоянии 500 метров от социальных объектов и жилого фонда. Принятая норма является фактическим запретом на деятельность игорных заведений в населенных пунктах. Преследование нерадивых предпринимателей начнется с 1 января 2007 года. Но многие депутаты уверены, что все точки над i расставит федеральный закон.
Доработанный закон депутатам представлял Николай Черепанов, вице-губернатор и руководитель рабочей группы. По его словам, в настоящее время закон приведен в соответствие с проектом федерального законодательства. Изменены понятия «учреждение» и «жилой дом» на «организация» и «жилое помещение» соответственно, что позволяет трактовать закон более объемно. «Из настоящего закона исключен пункт, предоставляющий органам местного самоуправления право определять дополнительные территории, потому что это положение может привести к коррупции», - сказал Черепанов и предложил голосовать.
Но многие депутаты с недоумением обнаружили, что расстояние от игорного заведения до прописанных в законе объектов в 500 метров, которое определила голосованием рабочая группа, неожиданно заменили на 100 метров. Это обстоятельство вызвало несколько достаточно резких заявлений со стороны депутатского корпуса.
На недовольство депутатов г-н Черепанов ответил, что это решение одного из последних заседаний разработчиков законопроекта. «Это вопрос очень непростой. Проанализировав аналогичные законодательные акты других субъектов РФ, мы первоначально поставили границу в 100 метров, но затем решили увеличить ее в пять раз. Но впоследствии снова вернулись к первоначальной редакции», - сказал вице-губернатор. Но дебаты продолжились.
«Я был включен в рабочую группу и могу засвидетельствовать, что было всего два заседания по законопроекту. Первое, когда на Алтай приезжал премьер-министр Фрадков, второе - в кабинете у Черепанова, когда голосовали по метрам», - сообщил депутат Павел Чеснов. По его словам, предложение определить расстояние в 500 метров, внесло муниципальное образование Барнаула, а депутаты его поддержали. Заседания рабочей группы, на котором бы вернулись к расстоянию в 100 метров, не было. «А была встреча депутата Шамкова с предпринимателями, которые занимаются игорным бизнесом. На основании этой встречи они (не уточнил, кто. - Прим. ред.) отменили решение рабочей группы»,- рассказал Чеснов.
На заявление депутата Чеснова г-н Шамков, председатель комитета АКСНД по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности, с ответом воздержался, но чуть позже взял слово.
«Этот закон имеет несколько точек зрения - это нравственность, налоги и занятость населения. Хотелось бы к проблеме подойти взвешенно. С нравственной точки зрения игорный бизнес, конечно, наносит урон обществу. Но 5 тыс. работающих людей и 200 млн. налоговых поступлений в бюджет нельзя сбрасывать со счетов. Если определять местоположение в 500 м от объектов, прописанных в законе, то требуется конкретно решить - нужен этот бизнес в крае или нет. В городах просто нет мест с подобной удаленностью», - заявил Юрий Шамков. По его словам, «игорным» предпринимателям необходимо дать год или полтора, чтобы они организовали «в лесу свой Лас-Вегас». «И вообще, мы примем закон, и к осени предприниматели начнут сворачивать свою деятельность, а в Государственной Думе рассмотрение федерального закона назначено на осеннюю сессию, и в их редакции нет ограничения по метражу», - озвучил свою позицию Шамков.
Забота о предпринимателях, занимающихся игорным бизнесом, прослеживается и в замечаниях к проекту закона, подготовленных комитетом по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности за подписью Шамкова. В частности, предлагалось из статьи 3, которая определяет «Организацию деятельности игорных заведений», исключить слова «алкогольного (состояние. - Прим. «ВД») или». Это понять можно. Вход для несовершеннолетних в подобные заведения закрыт, а взрослый человек имеет право находиться в состоянии алкогольного опьянения, не нарушая общественный порядок. Но второе замечание к статье 2 «Размещение игорных заведений» о дополнении текста словами «кроме баров и ресторанов» вызывает некоторое недоумение. Сменить вывеску с названием «игровой клуб», к примеру, на «бар» дело времени. Барные стойки имеются практически во всех игорных заведениях, а на функционирование «питейных» заведений ограничения иные. Это замечание ставит под сомнение целесообразность принятия закона. Но замечания остались без внимания депутатов.
Депутат Валерий Пекарский в своем выступлении предложил определить, «что есть зло». «Это мелкие залы на 5-10 игровых автоматов, которые запрограммированы на 100%-ный проигрыш, или крупные развлекательные центры, которые вкладывают деньги в развитие, привлечение состоятельных клиентов и предлагают поиграть не только в автоматы и рулетку, но и в боулинг, бильярд? Поэтому после принятия закона необходимо его доработать, четко определить площадь заведения и стоимость лицензии», - говорил Пекарский.
Выступления остальных депутатов сводились к осмыслению социальной значимости закона и его необходимости для спасения общества от игровой зависимости. Многие говорили о том, что закон не доработан, не регулирует деятельность бизнеса и принимать его рано. Звучали предложения «перенести все игорные заведения в бедные районы края - Ельцовский и Угловский. Депутат Сергей Серов также предложил вынести игорные заведения за пределы города. «Есть поселок Солнечный, в котором бары, рестораны и пятизвездочная гостиница. У кого есть лишние деньги, пусть садится на машину или на такси и едет играть», - считает он. Предложение депутата Серова по поводу размещения игорных заведений в поселке Солнечном было признано Александром Назарчуком, председателем КСНД, некорректным. «У нас в городе есть хорошее место для подобных заведений - это ипподром. Специфика работы этого учреждения связана с азартом и денежными ставками. Пусть там и размещается игорный бизнес», - предложил Назарчук.
Но основным лейтмотивом всех депутатских выступлений стала озвученная цифра 200 млн. рублей. Именно столько бюджетных поступлений запланировано в 2006 году от функционирования игорных заведений. Точку в прениях поставил депутат Евгений Вдовин: «200 млн. рублей - это очень хорошие деньги, которые пойдут в школы, детские дома и интернаты. Хорошо рассуждать о нравственности, когда зад прикрыт».
Депутаты решили голосовать поименно, приняли поправки и закон в целом. Во время перерыва «ВД» удалось поговорить с некоторыми народными избранниками. Многие из них скептически относятся к принятому закону. По их мнению, все точки в решении вопроса расставит федеральный закон.
Изменения в статье 64 закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».
… «Статья 64. Нарушение порядка проведения азартных игр
1. Нарушение требований к размещению и организации деятельности объектов игорного бизнеса, установленных законодательством Алтайского края, правовыми актами органов местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 800 до 1000 МРОТ.
2. Игра в карты и в иные азартные игры на улицах и в иных не предназначенных для этого общественных местах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 10 МРОТ.
Настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.