март 3, 2013
На вечерней сессии "Сибирского Давоса" 2 марта обсуждались проблемы высшего образования в России.
Высшее образование уже прошло этап реформирования и модернизации, сейчас мы переживаем новый период – структуризацию. Министерство инициировало рейтинги, критерии которых мы сейчас оспаривать не будем – важно, что часть вузов были признаны неэффективными; государство задумалось над проблемой. Нас интересует глобальный рейтинг, мировой – проблема с тем, почему наши российские вузы не попадают в первую сотню этих рейтингов.
Наиболее известные глобальные рейтинги - академический рейтинг университетов мира ("Шанхайский рейтинг"); и Quacquarelli Symonds – Times Higher Education Supplement (QS-THES). Основной критерий Шанхайского рейтинга: выпускники – нобелевские лауреаты и так далее; критерии второго рейтинга – число упоминаний вуза в академическом и профессиональном сообществе, доля иностранных студентов и преподавателей. В этом плане вузам, расположенным в Сибири, достаточно сложно – за последние десять лет на нашем факультете учились три студента из Германии, остальные из Азии. И мы выбрали азиатский вектор, мы сориентировались на Азию и удачно работаем в этом направлении.
В мартовском рейтинге QS-THES в опросе 13 тысяч ученых из 131 страны не было названо ни одного российского вуза. В октябре два российских вуза вошли в группу 200-250, причем МИФИ вошел потому, что всего у одного его сотрудника были соответствующие научные статьи.
По мнению Ольги Петровны, процесс интеграции России в европейское и мировое пространство происходит непросто. Как будут перераспределены ресурсы на образование: в пользу вузов, которые смогут войти в сотню мировых рейтингов? Или пусть каждый вуз добивается этого самостоятельно? В первом случае региональные вузы потеряют финансирование – у них нет шансов попасть в этот рейтинг.