март 3, 2013
В России до сих пор нет долгосрочной программы экономического развития. При этом существующие проекты Минэкономразвития несут в себе ряд рисков.
Об этом рассказал Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований Инстиута экономической политики им. Гайдара, в ходе экономической конференции "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции", которая .
Один из первых указов после избрания Путина в 2012 году сводился к тому, что необходимо разработать долгосрочную программу развития. Сегодня такая ситуация, что мы живем вообще без долгосрочных программ.
Минэкономиразвития представило два варианта программы развития до 2030 года и там содержится шесть вариантов развития. Меня уже это смущает. На какую из них надо ориентироваться?
В итоге все свели к двум сценариям. Базовый предполагает, что мы будем устойчивы за счет спроса на нефть. А расти за счет внешних займов и иностранных инвестиций.
Но в базовом варианте никак не получается 5% роста экономики. Поэтому появился форсированный вариант. Он должен усилить кредитную накачку. Рассчитано, что у нас темпы кредитования будут расти быстрее экономики. Это приводит к ряду проблем. То есть мы должны будем жить в режиме кризисной денежной накачки почти 20 лет.
Предполагается, что до 40% потребления должно расти за счет вновь выданных кредитов. Но надо учитывать, что у нас очень дорогие кредиты и расти дальше в этом направлении некуда. У нас сейчас происходит абсолютный перегрев этого рынка. И правительство смотрит на это сквозь пальцы, потому что - это пока единственный источник роста.
Риски форсированного вариант в том, что мы растем на основе кредитной экспансии, а такой рост не может быть устойчивым. Поэтому сейчас правительственные программы вызывают больше вопросов, чем ответов.