Востоковед Владимир Портяков: "Станет ли Китай новым мировым лидером и что будет с США?"

март 3, 2013

Институт Китаеведения был разогнан Хрущевым по просьбе Мао, с учетом этого печального опыта новый назван институтом Дальнего Востока.

3 марта открывается сессия "Китайского народного фронта" – Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая 10-го созыва. К этому событию заместитель директора Института Дальнего Востока Владимир Яковлевич Портяков приурочил свой доклад "Перспективы дальнейшего возвышения Китая и его политические последствия" на Сибирском Давосе в Белокурихе.

По словам эксперта, еще в 2002 году на XVI съезде КПК китайцы поставили перед собой долгосрочные цели: учетверение ВВП к 2020 году (по сравнению с 2000) и создание среднезажиточного общества. Это не расходится с другими прогнозами: так, по оценкам МВФ в 2017 году Китай по ВВП опередит США и выйдет на первое место в мире.

Внутри самого Китая есть еще более радужные прогнозы. Популярные китайские эксперты ожидают к 2030 году увеличение доли Китая в мировой экономике до 1/3 - якобы такие показатели имел Китай до иностранной агрессии 1840 года. Так что это будет исторической справедливостью. Недавно была сформулирована новая идея – превращение страны в общество высоких доходов, переход от средней зажиточности к высокой, ВВП Китая должен вдвое превысить ВВП США. Правда, многие эксперты вне Китая считают, что стране придется сойти с теперешнего пути развития, иначе результаты будут гораздо скромнее.

Вот направления, которые, по мнению экспертов, предстоит "подтянуть" Китаю:

- рыночная экономика - инновационная система - зеленая экономика - социальное обеспечение - укрепление финансовой системы, - дальнейшее взаимодействие с мировым хозяйством.

Владимир Портяков,
востоковед:

Но даже по самым плохим экспертным оценкам Китай не оказывается ниже второго места в мировом рейтинге. Некоторые эксперты все-таки не допускают, что США придется делиться с Китаем своим мировым лидерством. В мире крепнет тенденция к многополярности, а китайцам видится скорее биполярность, с двумя полюсами экономики: Китай и США. Серьезные чинологи не верят в китайскую угрозу. Китай позиционирует себя как миролюбивую державу, можно прогнозировать, что он будет делать серьезную ставку на усиление экономической дипломатии. Россию Китай предпочитает видеть своим союзником, при этом его внешняя политика более прозападная, чем хотелось бы российским сторонникам подхода "Запад давит на вас и на нас". По данным опросов, 10% китайцев за восточный путь развития, 30% - за западный, и 60% - за независимую внешнюю политику.

Можно многое корректировать в отношениях России и Китая, но объективная потребность в хороших отношениях наших стран существует, мы не можем позволить себе вражды.