май 31, 2006
«Большая тройка» операторов сотовой связи договорилась о повышении цен на обмен трафиком друг с другом (так называемый интерконнект) в пять раз. Пока эта мера затронет только абонентов, привыкших к дешевым безлимитным тарифам. Например, компания «Алтайсвязь» уже объявила о двукратном увеличении абонентской платы на безлимитном тарифе «Революция». Однако и среднестатистическим обладателям мобильных телефонов стоит приготовиться к повышению расходов на связь. Подтверждением тому служит целый ряд факторов. И подорожание интерконнекта среди них - не самый значимый.
Удар по демпингу
О пересмотре тарифов на межоператорские соединения с одного до пяти центов за минуту разговора стало известно на прошлой неделе, когда информация об этом просочилась в федеральную прессу. Изменения вступят в силу с 1 июля одновременно с поправками в Закон «О связи», вводящими, в частности, принцип «платит звонящий». Именно этим обстоятельством в компаниях «большой тройки» - «Вымпелком», «Мегафон», МТС - и объясняют пересмотр тарифов.
«То, что раньше операторы платили МТС и другим сотовым компаниям около одного цента, означало, что они получали доступ к нашим сетевым ресурсам по ценам, в разы меньшим затрат на их создание и поддержание. В новых регуляторных условиях МТС больше не может себе этого позволить», - говорит специалист по связям с общественностью алтайского филиала МТС Наталья Палько. По словам директора барнаульского филиала компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») Андрея Семенова, договоренность о новой стоимости интерконнекта уже достигнута с МТС и «Мегафоном».
Повышение стоимости межоператорских соединений затронет ограниченную часть пользователей. По оценкам экспертов, от этих действий пострадают в первую очередь абоненты «мелких» операторов, которые сегодня конкурируют за счет дешевых безлимитных тарифов. «Это заставит мелких операторов пересмотреть демпинговые расценки, которые они предлагают абонентам сегодня. Либо, сохранив прежние цены на звонки на номера крупных федералов, они вынуждены будут терпеть значительные убытки», - говорит Наталья Палько.
«Мелкие» операторы, к слову, уже приготовились к нововведению. На прошлой неделе компания «Алтайсвязь» объявила о двукратном увеличении абонентской платы на безлимитном тарифе «Революция» - с 1024 до 2046 рублей (см. справку «Реакция «Алтайсвязи»). При этом для тех, кто не сможет платить такие деньги, предусмотрен перевод на новый план «Стиль 850», предусматривающий 850 пакетных минут исходящей связи за тысячу рублей.
«Другие тарифные планы мы пока пересматривать не намерены. «Революция» претерпит изменения, поскольку на этом тарифе есть значительный перекос трафика в сторону звонков на номера федеральных операторов», - пояснил «ВД» генеральный директор компании «Алтайсвязь» Юрий Шишин. По словам начальника отдела по связям с общественностью компании «Мобиком-Новосибирск» (торговая марка «Мегафон») Павла Ларина, вопрос корректировки стоимости звонков сейчас находится на стадии обсуждения.
Рублевые компенсации
Между тем пересмотр стоимости интерконнекта вполне может оказаться только «первым звоночком» для среднестатистических пользователей мобильной связи. Существует целый ряд серьезных предпосылок к тому, что цены на рынке начнут расти.
Во-первых, свою лепту, как известно, вносят все те же поправки в Закон о связи. По расчетам экспертов, введение в действие принципа «звонящий платит» приведет к сокращению выручки операторов на 10-15%. Эти потери необходимо будет чем-то компенсировать. Кроме того, остается неизвестным межоператорский тариф на стоимость звонка от абонента фиксированной связи на мобильный телефон, который будут платить «проводные» операторы, в первую очередь «Сибирьтелеком». Размер тарифа должны установить регулирующие органы в середине июня. «Мы очень надеемся, что этот тариф будет покрывать наши расходы на прием вызова, - тогда никаких изменений для абонентов мы делать не будем. Если же этот тариф будет ниже нашей себестоимости, мы будем предпринимать действия для корректировки нашей тарифной политики», - поясняет ситуацию Андрей Семенов.
Во-вторых, экстенсивное наращивание сотовыми компаниями абонентской базы привело к вполне предсказуемому результату - средний ежемесячный доход на абонента (ARPU) в последние годы неуклонно снижался (см. рисунок «Динамика среднего ежемесячного дохода с одного пользователя сотовой связи в России»). Более того, по данным отчета Merrill Lynch, из всех стран мира Россия занимает по этому показателю последнее место, что не может устраивать участников рынка.
Теперь, считают в компаниях сотовой связи, экстенсивный рост абонентской базы должен смениться ростом качественным. Во многом новым этапом развития рынка объясняются действия по репозиционированию торговых марок операторов сотовой связи. Стартовавший первым «Билайн» добился на этом поприще значительных успехов. За 2005 год компании удалось увеличить количество приверженных марке пользователей с 22% до 31%, что являлось на конец прошлого года лучшим показателем по России. А стоимость брэнда выросла до $ 5 млрд. Сейчас у всех на слуху агрессивный и даже провокационный рестайлинг МТС.
Определенные подозрения у экспертов вызывает и затеянный участниками телекоммуникационного рынка перевод тарифов в рубли. Сами операторы объясняют этот факт стабильностью национальной валюты и внесением очередных поправок в Закон о связи. Но это не мешает многим считать, что таким образом операторы хотят закамуфлировать повышение цен.
Рост с отсрочкой
В сотовых компаниях не спорят с неизбежностью роста цен, но считают, что он может оказаться практически незаметным для пользователей. «Безусловно, следует ожидать некоторое увеличение стоимости минуты разговора. Но, думаю, это увеличение будет незначительным», - говорит Наталья Палько. Она признает, что в сложившихся условиях компании будут работать в направлении повышения ARPU. «Но это вовсе не означает, что цены на мобильную связь в нашей компании вырастут в несколько раз. Мы планируем увеличение ARPU за счет предложения новых дополнительных услуг как голосовых, так и неголосовых», - сообщила Палько. «Сотовые операторы заинтересованы в том, чтобы повышение цен менее всего отразилось на наших абонентах», - говорит начальник отдела маркетинга «СкайЛинк-Новосибирск» Анна Нестерук.
По словам Юрия Шишина, подорожание коснется в целом российского рынка, а в наш регион эта тенденция придет не раньше чем через полтора-два года. «Скоро к нам выйдет «Мегафон», который, по моим прогнозам, предложит демпинговые цены. «Билайну» необходимо удерживать свою долю рынка, остальные будут стараться наращивать свои доли. В этих условиях резкий рост цен маловероятен», - говорит Шишин.
Матвей ЭРГАРДТ,
Наталья ПЬЯНЗИНА.