Вперед-назад

март 11, 2013

Для того чтобы двигаться по пути прогресса, совсем не обязательно двигаться по пути прогресса, день за днем стремиться к совершенству, пробуя и ошибаясь, но постепенно набирая ценный опыт. Есть другой путь: "Шаг вперед, два шага назад", как озаглавил когда-то одну из своих работ В. И. Ленин. С тех пор много было пройдено кривых дорог, и по нынешним меркам для хорошего продвижения вперед надо уже предварительно как следует отпятиться, двух шагов мало.

Президентский законопроект об изменении порядка выборов депутатов Госдумы, внесенный на рассмотрение в минувшую пятницу, – как раз такой замечательный шажок вперед в деле построения выборной системы после почти десятилетия движения задним ходом. Возвращаемся к тому, от чего отказались: выборы не только по партийным спискам, но и депутатов-одномандатников, пятипроцентный проходной барьер для партий.

"Единая Россия" проекту рукоплещет, ее функционеры уже заявили, что это "очередной шаг для повышения политической конкуренции". Ну и что, что партия с 2003 года последовательно принимала законы, опустившие эту самую конкуренцию ниже некуда. Чтоб собрать народ на площадь, надо сперва народ с площади разогнать, чтоб место освободить, пояснял один из героев Войновича. А то начальству неинтересно.

Хотя нынешняя красивая мина единороссов, конечно, о другом. Та самая работа вождя мирового пролетариата, если кто помнит, имела подзаголовок "Кризис в нашей партии". "Единая Россия" перестала выигрывать выборы по ныне действующей системе. Нет, она может, конечно, – как в декабре 2011-го. Но удастся ли пережить еще одну такую победу? Так что систему пора менять – шагать вперед, возвращаясь к ранее упраздненному. Было ведь когда-то дело, после выборов 2003-го у "Единой России" с 220 мандатами не нарисовалось конституционного большинства, но скоро она его получила – за счет примкнувших одномандатников и "перебежчиков" из других партий.

Власть хочет сохранить большинство в Думе даже при самых неудачных для себя результатах выборов. Это нормальная логика власти. Потому и новый законопроект при всей его как бы "прогрессивности" имеет ряд важных оговорок. Не возвращает, например, возможность создания предвыборных блоков: зачем давать новым партийным проектам шанс для объединения в серьезную политическую силу?

Но даже в таком варианте это все равно прогресс. Это шанс на появление в политике новых лиц, какая-никакая, но конкуренция, это возможность для регионов избрать настоящих представителей интересов своих территорий, а не нынешних "парашютистов".

Закон обещают принять уже нынешней весной, и никаких проблем с этим не предвидится. Вот только выбирать по новым правилам нам предстоит только в 2016-м. Кто знает, куда и на сколько шагов мы за это время отшагаем.