март 9, 2013
Хочу рассказать о своем отце, Фокине Павле Архиповиче. Это из воспоминаний, записанных мною по "горячим следам", в 1975 году, когда исполнилось 30 лет со Дня Великой Победы (отец в тот день разговорился).
День победы.
Михаил Хаустов
"Сегодня, 9 мая 1975 года, мы собрались за столом у моих родителей. Папа рассказывал о войне. В самом начале войны попал в пехоту. Впечатление о ней: это круговорот. За полмесяца не пришлось ни с кем подружиться, так как одних убивают, ранят, на их место заступают другие, и так без конца. Однажды получили с товарищем Черновым (офицер) приказ – уничтожить дзот. (Политрук не пошел с ними.) Дзот поливал непрерывным пулеметным огнем. Дерево, под которым лежали бойцы, было исхлестано пулями, ветки дождем сыпались на землю. Мой папа заметил фашистских солдат, которые непрерывно подносили ящики с патронами, и дзот непрерывно стрелял. Тогда он сказал:
– Давай, Чернов, по подносящим патроны!
Стреляли из винтовок. Фашисты попадали, некоторые побросали ящики и поползли. Дзот через некоторое время замолчал. Тут подошел майор из особистов и закричал:
– Давай вперед, на окопы!
Ему говорят:
– Что вы, ведь нас только трое!
– Ничего! И втроем возьмете! Фокин, давай винтовку! Я пойду вперед!
– Нет, не дам. Пропадете ни за что!
Тогда он вырвал винтовку у Чернова, встал в рост и стал целиться, но через мгновение упал с простреленной головой. Чернов закричал:
– Надо вынести товарища майора!
Они взяли майора. Понесли и вдруг увидели, что на губах у него пузырится кровавая пена. Скорей схватили индпакет, перевязали его, и тут пуля ударила моего отца в мякоть руки между большим и указательным пальцем. Он говорит сейчас: "Словно палкой по руке ударили". Перчатка сразу наполнилась кровью, он ее сбросил, надел с другой руки. Потом его допрашивали в особом отделе, не самострел ли?
…Сегодня, 9 мая 1975 года, было открытие небольшого мемориального комплекса. Миру было много. Плакали вдовы. Старые молились. Они вспоминали павших. Они вспоминали их, как в первый год гибели. Мои третьеклассники были приняты в пионеры, потом стояли в почетном карауле. Немного продрогли, зато учились мужеству..."
…Первое воспоминание об отце, когда я была еще младенцем. Он приехал из рейса ночью, а я спала. Мама подала меня отцу, он начал целовать меня. Я заревела и начала отбиваться, так как у него был колючий небритый подбородок и он был в колючей армейской шинели. Он еще долго ходил в гимнастерке. А в 70-х донашивал гимнастерку сына, моего брата, пришедшего из армии.
Папа редко рассказывал о войне, слишком тяжело было вспоминать. Он отдал защите Родины около семи лет: сначала отслужил срочную, потом воевал на финской, а в июне 1941-го вместе с товарищами пошел добровольцем на фронт. Прошел всю войну от Сталинграда до Берлина. Он по специальности шофер, пришлось служить на автомобилях. Это про него и его друзей-шоферов песня "Эх, путь-дорожка фронтовая! Не страшна нам бомбежка любая!".
Еще одно из воспоминаний отца: колонна наших машин попала в кромешный ад на подступах к Сталинграду. С жутким завыванием внезапно налетели фашистские самолеты и стали поливать колонну бронебойными пулями. Некоторые машины загорелись. Шоферы думали, что везли снаряды, – выскочили из машин, папа тоже, побежали в поле. Руками разрывали снег и землю, чтобы укрыться. И тут папа взмолился: "Мамин Бог! Спаси меня!" Когда налет кончился, вернулись к уцелевшим машинам Оказалось, везли зимнее обмундирование: ватники, бушлаты, ватные штаны. Можно было спрятаться под грузовик. Пули пробивали только несколько слоев одежды.
...По словам отца, 9 мая 1945 года они встретились в Берлине у Рейхстага с родным старшим братом Федором Архиповичем Фокиным, двоюродным братом Сергеем, земляком Николаем Михайловичем Сундеевым (впоследствии директором школы) и другими земляками с Алтая, их имен я уже не помню. Все радовались Победе, расписывались на Рейхстаге. Я спросила: "Папа, а чем ты расписывался на Рейхстаге?" – " Штыком, дочка. Написал: “П. Фокин”".
На руке у него была армейская татуировка: "1939 год, РККА" – и рисунки. Я написала стих:
Татуировка у отца:
Цветочный куст и синий якорь.
Четыре буквы – РККА,
А также дата,
когда кололась его рука
В 39-м.
Умер мой папа 29 марта 1982 года от болезни.
С годами многое забылось, но кое-что помню. Помню, у отца было несколько солдатских медалей: "За победу над Германией", "За взятие Будапешта" и т. п. Но мы медали не сохранили: заиграли их, затеряли в детстве – игрушек тогда не было.
9 мая колонной парада Победы по Барнаулу пройдет . Мы приглашаем вас встать в его ряды. Нужно совсем немного: изготовить плакат с фотографией вашего родственника – участника войны, а если таковой не сохранилось, просто написать его имя и пройти в праздничной колонне в День Победы либо самостоятельно отдать дань памяти у Вечного огня либо иного памятного места.
Если вы намерены поучаствовать и имеете доступ к Интернету – оставьте рассказ о своем ветеране на сайте проекта www.moypolk.ru. Вы можете также присылать свои истории в редакцию "СК": мы разместим их на сайте проекта, а самые интересные опубликуем в газете.
Подробнее об участии в акции "Бессмертный полк", о том, как изготовить плакат и принять участие в памятном шествии в Барнауле: 8 (3852) 63-53-37, эл. почта: proekt@altapress.ru.