март 13, 2013
Лидер партии "Демократический выбор" объяснил, почему партия Рыжкова проиграла октябрьские выборы, в чем состоит ошеломительный вклад писателя Быкова в провал протестного движения и что должны предлагать людям реальные политики вместо "политической лабуды".
Оппозиционные акции.
Олег Богданов
– Владимир Станиславович, в последнее время вы очень резко высказываетесь о людях, которые не так давно были вашими соратниками.
– Все годы, пока я общался с этими людьми, я последовательно отстаивал мысль: все позитивные изменения в странах, которые становились демократическими, происходили через выборы. Очень мало примеров, когда люди вышли, диктатор убежал, – перемены по большей части связаны с выборами, так было даже в СССР.
И вот закончилась протестная зима 2011-го, прошли президентские выборы, где реально был шанс добиться второго тура. И каков политический результат крупнейшего за последние 20 лет протестного движения? Ноль. Ничего.
Им в руки свалился мощнейший ресурс, сотни тысяч людей на улицах, миллионы людей, голосующих против "Единой России". И что они с этим сделали? Они даже не выдвинули кандидата в президенты. Имея такие козыри на руках, такой запрос на протестное голосование, спустили все в пар. За такие вещи по головке гладить нельзя. Нужен жесточайший разбор полетов: почему получилось, что протестное движение не смогло составить Путину политически серьезную конкуренцию. Очень плохо, что есть только один человек в оппозиции, Милов (ну, может, еще Лимонов), который остро ставит эти вопросы. Надо, чтобы становилось больше таких, иначе мы в следующий раз все опять провалим!
– У Дмитрия Быкова есть колонка про то, что если, мол, оппозиция состоит из никчемных людей ("символом протеста стали жирный я и кудрявый Немцов"), то что же туда не идут другие?
– Быкову вообще лучше дистанцироваться. Его вклад в провал протестного движения наиболее ошеломительный. Понимаете, политические победы – это очень инструментальная вещь. Они не даются потому, что у вас вдруг возникло гражданское самоощущение, вы вышли на площадь и победили. Нет. Политика, черт возьми, – это работа, состоящая из ежедневных больших усилий, которые должны быть хорошо организованы. Это война: надо планировать стратегию и тактику боевых действий. Людям, которые иногда читают новости, кажется, что все происходит просто так, – нет.
Проблема Быкова, Акунина и всяких прочих поэтов и писателей в том, что они никогда не предлагали четкой политической программы и повестки дня: что делать. Например, на выборах Госдумы мы мобилизуем людей действовать так-то, дальше выдвигаем такого-то кандидата в президенты, стимулируем всех его поддерживать, после президентских выборов выбираем такую-то тактику. Идем в регионы, работаем на выборах. У человека, который занимается политикой, должен быть такой план, дорожная карта. А для всех этих поэтов и писателей протест – очередной повод прорекламировать себя, чтобы лучше продавать билеты в "Барвиха Luxury Village". Это был предновогодний быковский концерт – от 90 тысяч рублей за кресло. Ничего так, да? Он периодически появляется, что-то говорит, политической ответственности на себя не берет, все время: а-а, вот у нас опять ничего не получилось.
Знаете, политика – это история, которая не терпит таких констатаций. Вы слышали что-нибудь про Митта Ромни последние три месяца? Он шел вровень с Обамой, но за свои поражения надо нести политическую ответственность. Если ты признаешься, что у тебя ничего не получилось, отойди в сторону и больше не квакай. Вот мой совет товарищу Быкову и разным другим товарищам.
– Давайте перейдем от Быкова с товарищами к политику Милову. Что он сейчас может предложить? Партию?
– Из всех партий, которые сейчас есть, наша единственная не основана на попытках собрать какие-то вип-рожи, известные физиономии. Если хотите, мы ставим себе цель стать партией региональных политиков. "Демократический выбор" состоит из большого числа реальных, опытных политических активистов, которые давно работают и популярны у себя в регионах.
Если вы зайдете на сайт "Демвыбора", вы увидите, что у нас очень прагматичная программа, без балабольства про права человека, про "Путин или не Путин", "демократия или авторитаризм". Мы говорим про конкретные вещи: реформу полиции и армии, дороги, ЖКХ, и те, кто к нам вступают, ровно такими вещами и занимаются. Я думаю, через пару-тройку лет вы много будете слышать о "Демократическом выборе".
– Насколько реально для оппозиции побеждать на местном уровне? Вот в Думе Барнаула сейчас ровно один депутат от "РПР – Парнас", о "Демвыборе" тут вообще мало кто слышал.
– Я человек прямой и могу вам сказать, почему на выборах в октябре "РПР – Парнас" получила только одно место. Посмотрите на результаты этой партии во всех других регионах: везде сплошные нули. Даже у вас.
Я не зря из "РПР – Парнаса" вышел, причина была очень простая. Когда мы учредили партию, я начал ходить по людям и уговаривать их вступить: тогда по тем законам нам надо было набрать 45 тысяч человек. Я разговаривал с огромным количеством людей оппозиционных взглядов, готовых вступить в оппозиционную партию. Но как только они слышали фамилии нескольких председателей...
Я много раз спрашивал у Рыжкова: зачем ему это соседство? Больше того, у меня был разговор с Борисом Немцовым, и я ему честно сказал: Борь, тебе пора уходить. Не важно, хороший ты, плохой – так сложилось. Ты 20 лет в политике, дольше Брежнева. Такая у тебя репутация. Уйди, не мешай. Я даже думаю, если бы Борис Ефимович за месяц до выборов объявил, что он выходит из этой партии, она у вас в Барнауле получила бы сильно больше. Я считаю, у Рыжкова большая перспектива как у политика, его до сих пор здесь хорошо воспринимают. Вопрос, зачем ему все это счастье, задайте ему сами.
– Вы упрекаете лидеров оппозиции в том, что они много говорят о, на ваш взгляд, пустяках: недвижимости Пехтина, идиотских законопроектах и так далее. А о чем нужно говорить, по-вашему?
– Главный вопрос, интересующий людей, это, если просто сформулировать, профессиональное управление. Запрос на то, чтобы пришли грамотные, нормальные, не вороватые руководители. Когда люди смотрят на оппозицию, они задают один вопрос: а вам руль можно доверить, мы в столб не въедем, грубо говоря? Поэтому мы, готовясь сейчас к выборам в Мосгордуме, выбрали для себя две приоритетные темы: мигранты и транспорт. Политика должна реагировать на вещи, которые волнуют людей. Кроме всем понятного и навязшего в зубах ЖКХ, есть еще тема газификации, дороги, доступность жилья – очень актуальные темы.
– Как вы доносите эти темы до людей? Как Вилли Старк, от дома к дому?
– Вообще, да, потому что у нас возможности, вы знаете, хреновые, власти нам доступ в СМИ ограничивают, приходится действовать другими методами. Мы их опробовали, они работают. Скажем,
издание газет и брошюр очень эффективно, если они написаны хорошим языком и если там нет политической лабуды.
"Можно сделать так, а власти не делают – присмотрите тех, кто делает, идите голосуйте за них", – это работает. Мы всем говорим: если вы не хотите, чтобы проблемы только
накапливались, а чиновники воровали и жирели, идите в политику, голосуйте за партии, выбирайте ту, которая вам если не наиболее близка, то наименее противна. Если в политике не будет конкуренции,
если политики не будут сталкиваться лбами, они так и будут воровать, а вас так и будут оставлять с носом. Вот наша простая мысль.
Это, кстати, и к вопросу о явке. Власти всячески замалчивают выборы. Приезжаешь в город наблюдать, разговариваешь с таксистом, с девушкой на ресепшне в гостинице: "Какие выборы, о чем вы?". Вся оппозиция, абсолютно вся, любая: КПРФ, Навальный, "Справедливая Россия" – должна повышать явку.
– Все-таки какова политическая платформа у вашей партии? Кто вы?
– Мы современные европейские политики, которые хотят построить современную европейскую страну. Мы не хотим жужжать над ушами людей по поводу демократии, уже даже Путин с Медведевым жужжат, но надо понимать, что без нее ничего невозможно, потому что демократия – механизм, который дает возможность выбора, заставляет власть отчитываться, а не прогонять пропагандистское фуфло.
Кстати говоря, русские люди очень любят демократию, и даже в эти путинские годы вы всегда могли видеть это во всех опросах общественного мнения. Когда спрашивают: хотите выбирать губернатора, главу своего города или своего района, две третьих стабильно говорят: да, хотим. Русские люди не любят ярлыков и балабольства, и правильно; но в том, что касается демократии как сути, они очень даже за демократию и никогда не отходили с этих позиций.
Когда у вас одна сила побеждает с результатом 70%, она развращается – типа, а вы кто такие, давай до свидания. Когда у вас 50 на 50, вы вынуждены садиться и вырабатывать решения, которые устраивают разные группы. Это тяжелое дело, но политиков надо заставлять им заниматься, иначе они расслабляются и начинают творить... смотрите, что у нас в стране делается.
– А каковы ваши личные политические амбиции? Вы готовы, например, стать президентом?
– В силу своего жизненного опыта, карьеры, знаний и так далее я уверен, что знаю, как надо делать. И когда я вижу, что делают не так, как надо, меня это настолько бесит, что я не могу на это спокойно смотреть. Я один из немногих людей в оппозиции, который имеет серьезный опыт государственного управления. Так что да, я готов.
Беседа с Владимиром Миловым состоялась 2 марта в Белокурихе в ходе конференции "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции".
Подробнее о партии Милова "Демократический выбор" – .
– Есть много регионов, которые готовы голосовать против "Единой России" уже сегодня. В этих регионах будут выборы в сентябре. Я вам назову три региона – Ярославль, Иркутск, Екатеринбург, где "Единая Россия" точно получит щелчка по носу. Там будет очень неприятный для них результат и широкое представительство разных оппозиционных сил, в том числе в местном парламенте.
– Выбирают артиста? Это значит, голосуют против всех. Это усталость от старых, намозоливших глаза фигур. Общество как будто кричит: ребятки, вы что-то сделайте с собой. Кстати, по поводу Евдокимова: я не был тогда на Алтае, не знаю, как он руководил, но знаю, что "он клоун и не умеет руководить" – это была такая пропагандистская линия, которая сознательно проводилась из Москвы.
– Гнать любого, кто говорит, что, мол, надо бойкот, что это все нечестно, что с шулерами за один стол нельзя. Потому что это работает на понижение явки, это выгодно "Единой России". Точка. Не нравится вам наша партия, рожи, названия, еще что-то – ну вы идите на выборы, проголосуйте за другую, просто не сидите дома.
Владимир Милов родился в 1972 году в Кемерове. Окончил Московский горный университет. В 1997–2001 гг. работал в Федеральной энергетической комиссии РФ. С 2001 г. – в Министерстве энергетики РФ. В настоящее время возглавляет независимый аналитический центр – Институт энергетической политики. Председатель партии "Демократический выбор".