июнь 14, 2006
У администрации Алтайского края и мэрии Барнаула осталось не так много времени, чтобы должным образом подготовиться к очередному федеральному конкурсу на право создания особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа. Ожидается, что прием региональных заявок на этот конкурс в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) начнется в конце июня - начале июля. Краевые власти планируют предложить образование промышленно-производственной ОЭЗ в черте города Барнаула. Однако пока нашей заявке явно не хватает главных козырей - сильных инвестиционных проектов. По сведениям "ВД", их всего два.
Грандиозные льготы
Процесс создания на территории РФ особых экономических зон различных типов начал формироваться практически сразу с момента принятия соответствующего Федерального закона №116 в июле прошлого года. Уже через пять месяцев МЭРТ рассмотрел первые региональные заявки и объявил о том, что победителями конкурса на право создания ОЭЗ промышленно-производственного типа стали Липецкая область (Липецк, ОЭЗ "Казинки") и Республика Татарстан (Елабужский район, ОЭЗ "Алабуга"). В числе проигравших оказались более 70 заявок других регионов страны. К примеру, в число неудачников попал сильный совместный проект администрации Московской области и концерна по строительству сборочного завода с Ступинском районе.
Большой интерес, проявляемый региональными властями и крупным бизнесом к ОЭЗ, вряд ли можно назвать неожиданным. Дело в том, что принятый №116-ФЗ предоставляет участникам зоны без преувеличения грандиозные конкурентные преимущества - налоговые и таможенные льготы сроком на 20 лет. Так, предприятию, включенному в ОЭЗ, разрешается ввоз на территорию зоны иностранных товаров без уплаты НДС, а оборудования - без таможенных пошлин. Налоговые преференции подразумевают ускоренную амортизацию, освобождение от налога на имущество и земельного налога в течение первых пяти лет работы компании. И что самое главное, участникам ОЭЗ гарантируется, что на весь период действия зоны (до 20 лет) любые изменения в налоговом и таможенном кодексах их никак не коснутся.
Есть в ФЗ-116 и еще один важный пункт, который не мог остаться без внимания региональной власти. Закон предусматривает, что если для функционирования ОЭЗ необходимо сформировать инженерную инфраструктуру, то правительство РФ берет на себя 50% необходимого для этого финансового участия, а вторую половину суммы должны предоставить региональный и местный бюджеты. Таким образом, принцип софинансирования, заложенный в законе, помогает регионам решить еще одну большую проблему - развитие инженерных коммуникаций. Для Барнаула она, кстати, весьма затратна и обременительна.
Кто откликнется на призыв?
На прошлой неделе мэрия Барнаула, чувствуя дыхание приближающегося конкурса, распространила интересное обращение к бизнесу. Она предложила предпринимателям более активно подавать заявки на участие в проекте "Потенциальный резидент особой экономической зоны города Барнаула". Уже известно, что под будущую ОЭЗ в краевом центре отведен участок земли в Индустриальном и Ленинском районах. "Это территория размером около 10 кв. км, ограниченная Павловским трактом, участком железнодорожной линии доставки грузов на станцию "Западная" (до мясокомбината) и поселком Солнечная поляна. В настоящее время на этом участке нет имущественных комплексов, принадлежащих каким-либо предприятиям. Земля просто засеяна пшеницей, работы ведет ОПХ "Докучаевское", - говорит вице-мэр Барнаула Михаил Шипицин. Он же пояснил, что для будущих инвесторов, стремящихся в ОЭЗ, есть ограничения по объему инвестиций - не менее 10 млн. евро. Причем в первый год должно быть освоено не менее 1 млн. евро.
Крупный по меркам края инвестиционный порог существенно сдерживает процесс поступления заявок от предпринимателей. В настоящее время свою заинтересованность попасть в ОЭЗ обозначили только два предприятия. Одно из них - автосалон "АМ" - предложило организовать на этой площадке сборочное производство китайских автобусов King Long. Второе - завод "АлтТранс" - готово открыть в ОЭЗ предприятие по производству трансформаторного оборудования нового поколения (см. справку на этой странице. - Прим.ред.).
"Конечно, иметь две заявки для нас пока явно недостаточно, - говорит Александр Рождественский, председатель комитета по промышленности, предпринимательству и вопросам труда. - На таком участке земли можно расположить больше десятка крупных предприятий. К примеру, площадь барнаульского завода "Алмаз" составляет 0,4 кв. км, а территория ОЭЗ значительно больше". Крошечное число инвестиционных проектов значительно снижает шансы нашего региона не то что на победу, но даже на достойное участие в конкурсе. К примеру, Липецкая область в прошлом году сформировала настоящий пул инвесторов, который включал в себя около 20 известных в России и за рубежом предприятий.
Звездный пул инвесторов
Если изучить опыт прошлогодних победителей конкурса МЭРТ, то можно понять, что выставленные ими заявки содержали комплексные предложения по созданию в рамках ОЭЗ определенных промышленных производственных цепочек. Это не просто отдельно стоящие "вагоны", а целый "состав".
Например, в Татарстане правительство республики пообещало до конца этого года уже открыть первую очередь ОЭЗ "Алабуга", акцент в которой будет сделан на массовом производстве автокомпонентов, а также высокотехнологичном выпуске нефтехимической продукции. Имена участников этой ОЭЗ говорят сами за себя - "Татнефть", "Северсталь-авто", Caterpillar, George Fisher, RBL, Mando, Nicolson и др. Любопытно также, что в качестве зарубежного консультанта проекта выступает сингапурская компания JTC, имеющая большой опыт в создании ОЭЗ по всему миру.
В Липецкой области, где в качестве партнера и консультанта была избрана итальянская сторона, акцент в ОЭЗ "Казинки" был сделан на производство бытовой техники и электробытовых приборов. Отсюда и имена участников зоны - Indesit Company, Electrolux, Bosch und Siemens Hausgerate, EKINLER ELEKTRONIK, Siemens GmbH, Sisu Diesel, Elektrowerkzeuge и ряд других мировых производителей.
Что смогут предложить через месяц конкурсной комиссии МЭРТа Алтайский край и мэрия Барнаула, остается загадкой. В свете двух инвестиционных проектов можно сделать вывод, что ОЭЗ в черте краевого центра пока не имеет ярко выраженных отраслевых очертаний. Да и никаких цепочек здесь не выстроишь. Если пул инвесторов не увеличится, то единственное, что получит край от участия в конкурсе, - это опыт. А хотелось бы получить около 14 тыс. рабочих мест и почти 1 млрд. рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. По крайней мере, такую оценку эффективности ОЭЗ дает правительство.
Что предлагают для ОЭЗ алтайские предприятия
Сергей ГИЛЬФАНОВ, начальник финансово-аналитического отдела компании "Алттранс":
- "Алтайский трансформаторный завод" ("Алттранс") специализируется на выпуске распределительных масляных трансформаторов и комплектных трансформаторных подстанций. Проект, предлагаемый ОАО "Алттранс", имеет цель, используя государственные преференции в особых экономических зонах, собственные и привлеченные средства, производить трансформаторную продукцию нового поколения с планируемым снижением материалоемкости выпускаемой продукции. ОАО "Алттранс" планирует организацию на базе СЭЗ г. Барнаула второй промышленной площадки с приобретением новейшего технологического оборудования. Это позволит расширить и модернизировать трансформаторное производство, решить проблему с нехваткой производственных площадей.
Юрий ДАЕВ, директор "Автосалона-АМ":
- Мы предлагаем в рамках ОЭЗ Барнаула организовать сборочное производство автобусов китайского производства King Long. Мы предусматриваем, что на первом этапе, после приобретения соответствующего оборудования, здесь будут работать линии по сборке автобусных кузовов, а в дальнейшей перспективе можно перейти на полную сборку. В настоящее время мы проходим процедуру сертификации автобуса King Long в России. Хочу отметить, что по соотношению цены и качества King Long является идеальным автобусом среднего городского класса.
Какие льготы получили участники ОЭЗ в Липецкой области
На федеральном уровне: повышенный коэффициент по амортизационным отчислениям, отсутствие ограничений по переносу убытков на будущий год, списание затрат на НИОКР, таможенные льготы в рамках законодательства, иностранные товары ввозятся без взимания пошлин и НДС, при вывозе товаров из ОЭЗ за пределы России таможенные пошлины и налоги не взимаются.
На региональном уровне: снижение ставки по налогу на прибыль на 4% в течение пяти лет, освобождение от уплаты налога на имущество в течение пяти лет, гарантии администрации по займам и кредитам, освобождение от уплаты земельного налога на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, освобождение от уплаты транспортного налога на пять лет, максимальный размер арендной платы за земельные участки составляет 2% от их кадастровой стоимости в год.
Другое: принцип "одного окна" при оформлении документации, градостроительные регламенты не устанавливаются для земельных участков в границах ОЭЗ, лишение статуса резидента особой экономической зоны допускается только по решению суда.
Источник: администрация Липецкой области, ОЭЗ "Казинки".