Что это было?

март 19, 2013

Максим Герасимюк
Олег Богданов

Как донесла разведка, большая пресс-конференция главного федерального инспектора Алтайского края на прошлой неделе наделала много шума среди алтайских чиновников. Одни радовались, другие — призадумались. Первые новости из Интернета с цитатами Чугуева о кошмарах бийских экспериментальных домов, странных зарплатах врачей в Алтайском крае и назначении Нагайцева вице-мэром в Бийске перекидывались друг другу ссылками. Многие пусть и анонимно, но все же начали задавать в комментариях вопрос: "Неужели началось?" Это не более чем попытка выдать желаемое за действительное.

Если оставить в стороне все положительные и отрицательные эмоции и попытаться взглянуть на это событие беспристрастно, то окажется, что на самом деле произошел обыкновенный рабочий момент. Не надо искать политические козни там, где их нет. А то некоторые "эксперты" уже записали Михаила Витальевича чуть ли не в кандидаты в губернаторы. Полноте. Да, прошла пресс-конференция. Да, такие встречи с журналистами хотя бы в общих чертах (по сценарию) согласовываются с вышестоящей инстанцией. Да, всплыли темы, о которых раньше предпочитали говорить вполголоса в кулуарах власти. Но что это значит?

Пока ровным счетом ничего. Перенос критики действующей исполнительной власти в публичное пространство происходит на самом деле не первый раз. Достаточно вспомнить, что на той же сессии АКЗС, где был отчет губернатора, аналогичные острые темы подняли представители оппозиционных партий. И в некоторых случаях ставили вопросы гораздо острее. Они говорили о губернаторе как о "пожарной команде" для всего края, что на удивление перекликается с оценкой Чугуева текущей ситуации по тарифам ЖКХ, — "запожарило". Они первыми указали на то, что официально декларируемые властью средние зарплаты работников здравоохранения как-то не сходятся с теми цифрами, которые доходят до народных избранников. Таким образом, Чугуев "вышел поиграть во двор, где раньше уже побывали другие дети".

Безусловно, нельзя закрыть глаза на то, что главный федеральный инспектор впервые устроил такой публичный разбор полетов местным чиновникам. Журналистам столь жареное блюдо только подавай. Действительно, предыдущие два персонажа в этой должности подобных моноспектаклей в СМИ не играли — молчали в тряпочку. Хотя на дворе ситуации были и похлеще нынешней — кризисы, забастовки, митинги пенсионеров. Вспомните, как был потерян "АлтТрак", как коммунисты во главе с харизматичным Багаряковым жгли в Новосибирске чучело не менее амбициозного Тарана. Конфликт, казалось бы, дошел до столицы макрорегиона, куда уж дальше. А по вертикали тишина.

А что же изменилось сейчас? Хочется верить, в первую очередь кардинально изменился сам информационный фон. Публичное пространство стало шире. И в первую очередь за счет интернет-ресурсов. Сегодня все ситуации, в которых скандальные события бросают тень на власть и первых лиц государства, сразу же переносятся в новостийную плоскость. Так было с министром Сердюковым, экс-министром Скрынник, депутатом Пехтиным и многими другими не менее известными личностями, которые казались неприкасаемыми. Замалчивание сегодня стало проигрышной стратегией, которая только вредит вертикали власти. Публичное общественное обсуждение проблем и некий поиск правды (или даже попытки поиска!) выходят на авансцену.

Поэтому Михаил Чугуев как чиновник, ответственный за исполнение указов президента страны в отдельно взятой территории, действовал абсолютно верно. На то он и инспектор, чтобы местный карась не дремал. Вся проблема в том, как интерпретируют его действия наши бонзы. Если они начнут бороться за сохранение власти и тем самым усугубят внутренний конфликт (что весьма вероятно), пользы от этого никому не будет. Если же прислушаются и попытаются вместе разобраться во всех житейских проблемах, то это будет совсем другая история.