март 26, 2013
В Алтайский край хлынул поток бензовозов и цистерн из Казахстана, в которых под видом печного топлива завозится дизельное. Объем нелегальных поставок измеряется сотнями тысяч тонн, налоги поставщиками не оплачиваются. Этой проблеме 20 марта было посвящено закрытое совещание у главного федерального инспектора в Алтайском крае Михаила Чугуева, на котором присутствовали участники топливного рынка и представители ведомственных структур. Туда не пригласили аграриев, которые считают, что закупать "дизель" из Казахстана гораздо выгоднее.
Поставки контрабандного топлива идут в край уже не первый месяц. Никакие налоговые отчисления при этом мелкими компаниями-поставщиками не производятся. Напомним, что акциз в стоимости литра ДТ составляет около 4,5 рубля, в стоимости литра бензина — примерно 8 рублей. Таким образом, его неуплата позволяет продавать нефтепродукты со значительным дисконтом и оставаться в прибыли. Долго искать покупателей нелегальным поставщикам не приходится — в крае надвигается посевная, а на местном рынке цена нефтепродуктов постоянно растет. К тому же не стоит забывать, что в текущем году аграрии не получат субсидий на закупку топлива.
Как же продавцам контрабанды удается обойти контролирующие органы? Оказывается, довольно просто. По закону акциз на подакцизные товары при поставках из-за пределов России взимается на границе как таможенный платеж. Таможенники в числе прочего "являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей". Однако, согласно комментарию Алтайской таможни, с 2011 года на российско-казахстанской границе таможенные операции, а также контроль въезжающего транспорта не проводятся. Поставщики из стран Таможенного союза обязаны представлять лишь так называемые "статистические формы учета перемещения товаров", где указано, какой товар они везут. Согласно такой отчетности, в 2012 году и в I квартале 2013 года ни дизтопливо, ни печное топливо в Алтайский край из Республики Казахстан не ввозилось.
Тем не менее Главное управление МВД России по Алтайскому краю составило административные протоколы в отношении лиц, перевозивших нелегальные ГСМ без документов. По данным газеты "Ваше дело", было задержано около 20 фур. В Алтайской таможне заверяют, что досмотр фур должны были проводить пограничники, а уплату акциза контролируют налоговые органы. Но налоговики на границе тоже не стоят и, соответственно, отследить, кто и что везет, не могут. Пограничники в свою очередь, конечно, досматривают фуры, но их интересует наличие запрещенных видов товаров, наркотиков или оружия. А уж какое поставщик везет топливо и соответствуют ли его объем и качество заявленным в документах, они контролировать не обязаны.
Сергей Ясонов, руководитель "Регионального таможенного центра", разъясняет, что ситуация на границе носит еще более глобальный характер и влечет серьезные потери для российского бюджета.
Акциз, как и НДС, сегодня оплачивается на территории России при ввозе товаров из Казахстана фактически в добровольном порядке. Сам порядок существует, но уклониться от него в нынешних условиях достаточно просто. Таможенного контроля на границе с Казахстаном нет, а какие-то налоговые посты не предусмотрены. Замечу, что объемы недополученного НДС гораздо больше, чем акциза.
Задержанное топливо Главное управление МВД России по Алтайскому краю отправило на экспертизу, которая будет проводиться около месяца. В управлении отмечают, что, даже если топливо будет признано качественным, его поставщики все равно понесут наказание как контрабандисты. Нефтепродукты относятся к числу товаров, контрабанда которых влечет уголовное наказание от трех до семи лет лишения свободы и штраф. Однако и здесь имеется законодательное упущение — стоимость поставки должна превышать 1 млн. рублей. Что касается партий казахстанского топлива, то они шли в край мелкими объемами, поскольку были оформлены на разные юрлица.
Сергей Ясонов уверяет, что сложившееся положение беспокоит очень многих. Имеющаяся лазейка значительно влияет на конкурентоспособность российских компаний, которые работают легально.
В ходе пресс-конференции, которую накануне провел Михаил Чугуев, он привел данные, согласно которым объемы реализации у алтайских ВИНК в мелком опте упали в несколько раз.
В пресс-релизе по итогам минувшего совещания сказано, что его участники сошлись во мнении, будто нелегальный ввоз топлива и последующее его приобретение может повлечь за собой разнообразные последствия: от искажения рыночной ситуации до массовых поломок автомобилей и сельхозтехники. Однако аграрии придерживаются другой позиции.
Для крестьянина важно, чтобы топливо было дешевле и не уступало по качеству. Сегодня цена на рынке колеблется от 22 до 27 рублей за литр в оптовом звене. Районы, расположенные ближе к Казахстану, наладили отношение с республикой, и им везут топливо по более низкой цене. Кому-то это не нравится, поскольку ломается внутренний рынок, но информация о случаях поставки некачественного топлива мне не поступала.
В таком же ключе рассуждает и фермер Николай Апасов, чье хозяйство за год расходует около 1 тыс. тонн топлива: "Покупать его нам пока не на что, но предложения от поставщиков из Казахстана поступают. Они предлагают хорошие условия, ДТ можно взять на анализ, проверить качество, а затем уже покупать. Почему мы должны отказываться? В этом году никаких субсидий на покупку топлива ждать не стоит, а за последнюю неделю цена ДТ на местном рынке выросла где-то на два рубля".
Павлодарский нефтехимический завод — крупнейшее в Казахстане предприятие по производству нефтепродуктов. ТОО "ПНХЗ" — единственное предприятие в Республике Казахстан по набору технологических установок, обеспечивающих глубину переработки нефти 80–85% масс. Павлодарский нефтехимический завод выпускает свыше 10 видов нефтепродуктов: бензин, топливо для реактивных двигателей, дизельное, котельное топливо, сжиженные газы, битумы, кокс, серу различных марок и т. д. Предприятие занимает более 460 га. По технологии завод ориентирован на переработку западносибирской нефти. В 2009 году ТОО "ПНХЗ" вошел в состав АО НК "КазМунайГаз".