март 27, 2013
Одна из моих забот – тексты "Бессмертного полка": проверяю записи – нет ли описок, сверяю даты и факты. Сегодня алтайский полк уверенно растет – уже почти батальон встал в строй. В этой книге вряд ли найдут стилистические красоты. Ее ценность в другом: она сохранится навечно.
Владимир Овчинников
Олег Богданов
Наверное, эти строки пишу для того, чтобы хоть ненамного освободить себя от того волнения, что живет во мне, когда с утра до вечера, без выходных и перерывов читаю рассказы об этих судьбах. То, что пережито фронтовиками, знаю, забывать нельзя, потому что это была массовая демонстрация пределов человеческих сил. Читаю – "шесть раз горел в танке, но выжил". Дальше – другой рассказ о том, что взорвалась машина, в которую он не успел запрыгнуть. Еще – "нам, родственникам, недоступны никакие документы о его пропаже на войне, говорят, что ничего не знают". И очень часто пишут – погиб, погиб, погиб. Таких судеб сотни, тысячи. Миллионы…
Мне кажется, что каждый, кто узнал об этой всероссийской акции памяти, сейчас решает для себя: участвовать или поберечь свои нервы и душевное спокойствие. Знаю, что это решение нелегкое. Кто-то считает, что это их – фронтовиков – судьба. И она такая, какая им выпала, не больше и не меньше. Я сегодня на стороне тех, кто старается помнить. И хочет благодарить солдат Второй мировой войны, пусть и запоздало. Не сочтите мои слова попыткой посягнуть на ВАШУ память, даже если вы не хотите стать в колонны этого полка. Главное – помнить…
По собственному опыту знаю, как порой бывает непросто восстановить крупицы фактов. О своем деде я сделал запись в "Бессмертном полку на Алтае" – есть там теперь упоминание об ефрейторе Некрасове П. Д. Вероятно, я продублирую эту запись и для Пермского края, так как мой дед призывался оттуда. Вспоминаю, что нам на лекциях в университете рассказывали об уральских и сибирских дивизиях, спасших Москву и москвичей осенью 1941 года. Честно, я не представлял, что эти приевшиеся уже тогда слова были персонально про меня, потому что они были про судьбу моего родного деда.
Обращаюсь к тем, кто сделал свой выбор – помнить. Оповестите всех своих знакомых и родственников о формировании списка "Бессмертного полка". Запишите своих близких людей в состав этой бессмертной части. Бессмертной потому, что человек живет, пока живет память о нем. А после записи родного имени эта память не затеряется в архивах. Это же важно!