Зачем студентам предлагают служить "в рассрочку"

март 28, 2013

В конце февраля ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров выступил с предложением отправлять студентов в армию без отрыва от обучения. Отдавать долг Родине предлагается "в рассрочку": три месяца теории военного дела в стенах университета и трижды – трехмесячные сборы в военных частях. Новшество должно коснуться студентов вузов, где есть военные кафедры, – таковых в стране после масштабного сокращения 2008 года из более чем двухсот осталось всего тридцать пять. Коллеги из еще нескольких вузов Москвы идею ректора Бауманки поддержали.

Инфографика: студенты и армия
Михаил Хозяйкин

Инфографика: студенты и армия
Михаил Хозяйкин

Новый министр обороны Сергей Шойгу хотя и "обещал обдумать", но, по развернувшейся информационной кампании уже ясно, что проект поддержан, а по некоторым версиям, и исходит от правительства. Еще одно предложение военного ведомства – организация так называемых "научных рот", которые будут базироваться в вузах. В них самые талантливые студенты смогут выполнять задачи, которые требуются Минобороны, в соответствии с профилем своего обучения. С большой долей вероятности эксперимент начнут уже с осени 2013 года. Пойдут ли на пользу армии очередные грядущие преобразования? И нужны ли они студентам? Об этом рассуждают эксперты нашего "Дискуссионного клуба".

Сергей Шойгу,
министр обороны Российской Федерации:

Мы делаем вам шаг навстречу. Для нас было бы проще встретить вас в одночасье с новенькими дипломами, коротенько подстричь и отвезти туда, куда нам нужно. Но нам сегодня нужен другой солдат – подготовленный и высокопрофессиональный защитник Оте­чества.

А отдыхать?

Виктор Рубан,
подполковник, начальник военной кафедры АлтГТУ:

Каждый мужчина обязан выполнить свой конституционный долг – пройти военную службу в том или ином виде: по призыву, по контракту. Создание научных рот в вузах – хорошая идея. Но воплотить в жизнь предложение ректоров о "службе в рассрочку", на мой взгляд, крайне сложно: студенты до конца июня сдают сессию, в июле у них учебная или производственная практика. А каникулы? Как выкроить эти девять месяцев в учебном плане? Еще одна проблема – удаленность воинских частей от университетов, а значит, потребуется дополнительное время на перевозку личного состава студентов. Можно попробовать провести эксперимент в одном-двух вузах, но чтобы реализовать идею в рамках страны, придется изменять законодательную базу, учебные программы. Хотя желание совмещать обу­чение в вузе с военной службой у мальчишек есть – в этом году при госзаказе в 120 человек желающих поступить на нашу военную кафедру было 360. Студенты здесь проходят серьезную военную подготовку, и стрелять их не по картинкам учат.

В нашем крае из четырех военных кафедр осталась единственная, в АлтГТУ, но и нам из пяти военно-учетных специальностей оставили только три, в два с половиной раза сократили численность набора. Но надеюсь, этот период сокращений и распродаж в военной отрасли уже позади.

Создадут современную армию

Сергей Землюков,
ректор Алтайского госуниверситета:

Предложение о создании военных научных подразделений интересно прежде всего вузам, готовящим специалистов, которые в дальнейшем смогут продолжить работу в военно-промышленном комплексе и Вооруженных силах. Выпускники университетов сегодня не очень-то стремятся в армию, стараются священного долга служения Отечеству избежать. Благодаря нововведению в Вооруженные силы, пусть и не на длительный период, придут молодые люди с хорошими знаниями физики, математики, юриспруденции, химии – это оздоровило бы систему в целом, сделало армию более интеллектуальной и технологически современной.

И армия должна быть готова к приходу таких ребят: будущий специалист по информационным технологиям должен не учиться копать окопы, а служить в соответствии со своей специальностью. Здесь мог бы быть взаимный интерес и со стороны студентов: в армии сейчас введены достаточно высокие оклады, далеко не каждый выпускник может похвастаться тем, что после окончания университета он будет получать 40–50 тысяч рублей, как офицеры. Очень важно хорошую идею на местах не испортить, реформирование вести спокойно, без кампанейщины. Думаю, по отдельным видам подготовки и наш классический университет мог бы участвовать в создании научных подразделений для Минобороны. Но совмещать службу в армии и учебу нужно очень осторожно, чтобы в конечном счете ни одна из составляющих не превратилась в профанацию.

Польза сомнительная

Анатолий Цыганок,
руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук, доцент факультета мировой политики МГУ:

В предложении ректоров скрыта огромная коррупционная составляющая. Почему? Да потому, что студент, который не желает служить, наверняка откупится – не он, так его папа. Но даже если молодой человек на три месяца и окажется в армии, это не означает, что следующим летом он вновь придет служить, – после первых военных сборов будет немало тех, кто захочет "заболеть". Причина проста: у ребят, только что оторвавшихся от маминой юбки и попавших на военные сборы, появится отвращение к армии, они начнут ее бояться. Мальчишки до двадцати лет вообще не готовы служить, они еще физически не развиты, часто в конфликте с самими собой. А попадая в армию, еще и вступают в конфликт с окружающими. Поэтому я считаю, наиболее действенно будет бороться с "откосами", изменив возраст призыва, – даже в царской России казака на службу призывали в 21 год, когда он уже взрослый был.

Кроме того, после длинного учебного года и сессии ребятам нужно и немного отдохнуть. Вооруженным силам польза от "службы в рассрочку" также сомнительна: за девять месяцев перерыва студенты потеряют все навыки, приобретенные за время летних сборов, разучатся стрелять.

Но думаю, что это предложение ректора в Минобороны все же поддержат и с вероятностью 80–90% начнут реализовывать. В лучшую строну ситуацию с призывом это не изменит: откосивших от армии и сейчас могли бы успешно выявлять, но в военкоматах теперь кругом гражданские лица, которые не хотят создавать себе дополнительные проблемы.

Создание же научных рот может стать удачным новшеством при условии, что эти студенты и в дальнейшем продолжат работать на военно-промышленный комплекс.

Думаю, эта идея появилась после переговоров Шойгу с Рогозиным. Что касается военных кафедр, то сокращение их численности в 2008 году, на мой взгляд, было верным шагом. Военные кафедры вполне могут существовать в вузах с мощной образовательной подготовкой, таких как МГУ, Бауманка, – там парни учат по три языка, могут спокойно работать в службе внешней разведки, например. Но для большинства провинциальных университетов военная кафедра, к сожалению, лишь один из способов привлечь абитуриентов наряду с созданием футбольной команды – о серьезной подготовке речь там не идет, это балласт для армии.

Опрос. Вы за или против службы "в рассрочку"?

Евгений Попов,
охранник:

Я считаю, пользы от этих новшеств не будет: чему можно научить парней в армии за три месяца? Даже год – очень маленький срок, нужно вернуть двухгодичную службу. Сам, к сожалению, не служил, так как оба родителя – инвалиды и я единственный ребенок в семье.

Наталья Дашковская,
домохозяйка:

Это замечательная идея! Если студенты летом смогут служить в армии, это очень хорошо. А учебные планы можно скорректировать, проработать разные варианты совмещения. Научные роты – необычное решение. Но время меняется, и мы, и армия тоже должны меняться.

Алексей Кабанов,
вахтер:

Ребятам это пойдет только на пользу, а то ходят обкуренные, обколотые. Идея приживется, нужно только не устраивать "обязаловку", а давать людям возможность выбора, как пройти им военную службу. Я служил в ВВС в Германии, условия там, конечно, лучше, чем в современной армии.

Михаил Принев,
студент:

Каникул у нас и так почти летом нет: сначала сессия, потом – практика. Я бы так служить не хотел: когда отдыхать-то? В научной роте тоже себя не могу представить: учусь на инженера, от науки это далеко. Но в обычную армию сходил бы, если позовут.