июнь 27, 2006
22 июня на заседании Общественного совета предпринимателей при главе администрации края представители бизнеса впервые громко заговорили об одной наболевшей проблеме. Суть ее заключается в том, что негласные распоряжения и подковерные инструкции, составленные якобы чиновниками соседних регионов, управляют товарными потоками и мешают выходу алтайской сельхозпродукции на соседние региональные рынки. Губернатор Александр Карлин попросил предпринимателей привести конкретные примеры, поскольку нельзя выстраивать экономическую политику на слухах.
Как только на заседании Общественного совета слово берет генеральный директор "Крупяного завода" Сергей Михеев, можно даже не гадать, о чем он будет говорить. Конечно же, о защите местных сельхозтоваропроизводителей и крайне вредном проникновении на наш, алтайский рынок продукции компаний из соседних регионов. Многоуважаемый Сергей Григорьевич, который является также председателем совета директоров ассоциации сельхозпереработчиков "Интер", выступал на эту тему тысячу раз или даже больше. Причем в самых разных по важности кабинетах и заседаниях. Но вот беда - проблема никак не решается. И даже скорее, наоборот, всякий раз, слушая Сергея Григорьевича, лично у меня возникает мысль, что масштаб этого конфликта давно перерос границы всех существующих в России регионов.
О необходимости поддержки и защиты местных товаропроизводителей Сергей Михеев заговорил и на сей раз. Правда, начал он подходить к этой теме издалека, с оптимистичного заявления о том, что "экономическая ситуация в крае изменяется в лучшую сторону, что вызвало рост предпринимательской активности". Но дальше оптимизм докладчика испарился, поскольку, по всей вероятности, именно из-за этого пресловутого роста активности на наш продовольственный рынок полезли все кому не лень - новосибирцы, кемеровчане, красноярцы и многие другие. И это вторжение Сергея Григорьевича очень печалит. "Доля алтайской продукции в общем объеме розничных продаж составляет в среднем 36%. А по некоторым продуктам - гораздо ниже 50%. Например, майонез - 32%, масло растительное - 20%, крупы - 42%, мясо птицы - 15%. Мы считаем, что у алтайских производителей есть возможность увеличения доли своей продукции на рынке", - сказал, глядя на губернатора, Сергей Михеев. И тут же предложил программу действий, которая состояла из 17 пунктов.
К программным пунктам докладчика можно относиться с разной степенью серьезности. Некоторые из них могут показаться кому-то очень важными. Например, Сергей Михеев предложил "ужесточить контроль за ввозом на территорию края товаров с просроченным сроком реализации, низким качеством, а также ГМ-продуктов и импортного продовольствия, не имеющего сертификатов качества". Или он отмечает, что крайне важно "разработать для лучших товаров Алтайского края единый брэнд "Золотой Алтай", а в Москве открыть представительство, через которое продвигать продукцию краевых предприятий из числа победителей конкурса "Лучший алтайский товар" или "100 лучших алтайских товаров России".
Однако, слушая другие предложения Сергея Григорьевича, у меня возникали противоречивые мысли - "то ли он хочет вернуться во времена Советского Союза с его жестко регулируемой плановой экономикой, то ли он рыночник-либерал?" Допустим, в одном из пунктов программы он предлагал рассмотреть возможность отмены госрегулирования цен на основные продукты питания (хлеб, молоко и пр.). А в другом высказывался за то, чтобы администрация края и федеральные контролирующие структуры подписали "соглашение в области снижения рисков по проникновению на территорию края недоброкачественных пищевых продуктов", как это сделано в Москве. Что будет после подписания такого соглашения, догадаться несложно. Тотальные проверки на дорогах края всех с номерами-кодами соседних областей. Может быть, этого и хочет добиться руководитель ассоциации.
А когда докладчик дошел до 15-го пункта своей программы ("создать рабочую группу при администрации края для проведения комплексного анализа существующих административных ограничений и барьеров, препятствующих реализации продукции алтайских производителей на межрегиональных рынках"), то тема защиты местных рынков от "чужеродной продукции" зазвучала совсем по-иному. Предприниматели рассказали Александру Карлину о так называемых "телефонных сговорах" и "тайных инструкциях", которыми регулируются движения товаропотоков.
"Вот небольшой пример, - поведал Сергей Михеев. - Мы выпускаем квас. Летом спрос на него растет. В Новосибирске же кваса не хватает. К нам обратились продавцы из этого города, чтобы мы поставляли им квас. Но как только мы начали его вывозить, то моментально, с первого рейса, вышел запрет - квас с Алтая в город завозить запрещено. Вот, дескать, если алтайцы зарегистрируются в Новосибирске как налогоплательщики, тогда пожалуйста!"
Эта история очень удивила и заинтересовала губернатора. "А кто запретил?" - спросил Карлин. "Городская администрация", - не моргнув глазом, ответил Михеев. "У вас такой документ имеется на руках?" - "Нет такого документа. Устно все делается". Карлин еще раз удивился: "Как нет документа? Решения подобного рода устно не доводятся". Докладчик, похоже, был уже не рад, что поднял такую скользкую тему. "А нам новосибирцы сказали, что не хотят попасть в "черный список". Что если они будут торговать нашим квасом, то лишатся своих привилегий - земли, торговых площадей и пр.", - объяснил Михеев. "Да там, Александр Богданович, действует "телефонное право", - пришел коллеге на выручку председатель Общественного совета Павел Нестеров.
Тему "черных списков" и "телефонного права" продолжил Алексей Андрюхов, генеральный директор Барнаульского майонезного завода. Ему тоже было о чем рассказать губернатору. "Мы сейчас со своей продукцией выходим на рынок Кемеровской области, - пояснил предприниматель, - и столкнулись с теми же проблемами. Наш партнер говорит: "Я бы с удовольствием помог вам в продвижении на наш рынок, но, простите, существует негласный договор, согласно которому производители извне должны проходить жесткий отбор. Но если вы зарегистрируетесь в Кемеровской области, то три-четыре сети с удовольствием возьмут вашу продукцию". То есть, Александр Богданович, существует негласная инструкция. На прошлой неделе наш транспорт повез продукцию в Кемеровскую область, его останавливают на посту ГАИ. Милиционер говорит: "Посмотрим, что вы везете". Заглянул в свои бумажки: "Ребята, вам повезло. Майонез и кетчуп из Алтайского края везти можно". "А что нельзя?" - поинтересовались мы. Выяснилось, что колбасу, другую продукцию мясопереработки".
Но на Карлина эта история впечатления не произвела. "А вы тогда составьте свои "черные списки", - предложил он. А затем добавил: "Давайте будем вести конкретный разговор. Дайте мне имена, пароли, явки. Я же не могу по слухам выстраивать экономическую политику".
После этого предприниматели уже не пытались рассказать случаи из собственной практики (хотя могли бы это делать часами), а перешли к конкретным предложениям. Генеральный директор компании "Русское поле" Борис Беньковский поддержал идею создания в Сибири товарно-сырьевой биржи. "Мы знаем, что эту идею сейчас активно обсуждают в полномочном представительстве президента в СибФО. Мы думаем, Алтайский край от этого только выиграет. Только тогда исчезнут все эти "черные списки", подковерные инструкции", - сказал он. Исполнительный директор АСП Эдуард Черченко для снятия межрегиональных торговых конфликтов попросил губернатора подписать соглашения о сотрудничестве с соседними областями. "То, что с Москвой договор подписан, это хорошо. Но у нас под боком есть Новосибирск. Надо бы с третьим по численности городом России заключить договор", - посоветовал он. А президент выставочной компании "Алтайская ярмарка" Андрей Олишевский вновь поднял тему создания концептуального документа. "Нам необходимо вернуться к теме Стратегии и обратиться за консультациями к ведущим компаниям. Практика показывает, что многие регионы, не имеющие собственной стратегии развития на несколько лет, проигрывают конкурентную борьбу за региональные рынки. Цена вопроса невелика - от 10 до 35 млн. рублей. Но наличие такой программы позволит нам иметь консолидированный вектор развития", - поделился мнением г-н Олишевский.
"Работа по созданию Стратегии ведется, - успокоил предпринимателей Карлин. - В настоящее время мы по рекомендации МЭРТ осуществляем выбор компании-консультанта. Сразу скажу, что этот консультант будет проверенный, с опытом работы и технологиями по подготовке подобных документов. В бюджет края на 2007 год соответствующие расходы на подготовку Стратегии будут заложены. И я надеюсь, что в следующем году мы выйдем на этап представления этого документа".
"Мы очень рады этой новости", - заключил директор группы компаний "РИКИ" Игорь Козлов. И то верно. Не все же время рассказывать губернатору истории о том, куда и с чем нас не пускают.