март 30, 2013
30 марта в московской больнице умер актёр Валерий Золотухин. Ему был 71 год. Прощание пройдёт пройдет 2 апреля в Театре на Таганке. Валерия Сергеевича похоронят на Алтае, ведь это его родина. Здесь он родился, сюда приезжал регулярно на Шукшинские чтения, здесь преподавал юным актерам, был худруком Молодежного театра...
Валерий Золотухин на Алтае.
Михаил Хаустов
...Валерий Золотухин родился на Алтае - в деревне Быстрый исток в семье председателя колхоза. В 7 лет с маленьким Валерой приключилась беда – он вывалился из окна второго этажа и сильно зашиб колено. Помощь ему оказали не сразу, да и к тому же неправильно. Мальчику от бедра до щиколотки заковали ногу в гипс. К счастью под этим панцирем завелись вши, и Валерий карандашом расчесал опухоль. Гипс пришлось снять, и вовремя, а иначе бы он на всю жизнь остался бы калекой.
Валерий был доставлен в санаторий, где ему поставили диагноз туберкулез кости и объявили, что он никогда не будет ходить самостоятельно. Мальчику пришлось нелегко. До восьмого класса он ковылял на костылях. Случалось, что окружающие мальчишки дразнили его, но Валерий не обращал на них внимания.
Несмотря на такое увечье, мальчик мечтал, что когда-нибудь он станет артистом. Валерий Сергеевич вспоминал:
У меня всегда было чувство счастливой уверенности в себе, я даже допустить не мог, что не достигну задуманного. А мечтал я ни много, ни мало, а стать артистом. Я же не понимал тогда, что с моей травмой это невозможно, потому, наверное, и добился своего. Помню, был еще совсем маленьким, мамка уходила в поле работать, меня привязывала за ногу к порогу, чтобы никуда не уполз. А я песни пел. Мимо люди проходили: кто молока нальет, кто хлеба кусок даст - так я уже с детства актерством зарабатывал. Позже сестра сказала: "Быть тебе или великим артистом или великим пьяницей", - это она к тому, что, вернувшись из санатория, я удивил домашних тем, что запросто махнул стакан вина - что мне вино, если меня столько времени лечили горьким кальцием и рыбьим жиром.
Деревенский парнишка, не избавившийся от хромоты, заявился поступать в ГИТИС, причем не куда-нибудь, а на отделение оперетты, туда, где надо с легкостью петь и танцевать! Вот уж, правда, - про такой поступок говорят: "Не ведает, что творит". Но самое удивительное, что он поступил!
Валерий умудрялся обманывать педагогов. А чтобы в балетном классе не было видно его физических недостатков, подговорил сокурсников заниматься в трико, а не в трусах. Он вспоминает:
Чтобы не отставать от коллег, мне приходилось гораздо больше заниматься. От таких нагрузок в любой момент могло произойти обострение. Тем более, что по своей внешности я скорее подпадал под амплуа комика и простака, а тут уж пришлось бы на сцене выкладываться на полную катушку. Я понимал, что долго в таком напряжении не протяну. Но я фартовый парень! Наш педагог Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, режиссер театра Моссовета стала вести со мной "подрывную работу", переманивать в драматические артисты - она увидела во мне яркую индивидуальность. Так что у меня уже с первого курса был свой театр - это исключительный случай.
Казалось бы, с этого момента студент Золотухин мог бы учиться "спустя рукава", но он был из того типа людей, которые не перестанут работать ни при каких условиях, ни при каком строе и уровне достатка, он с жадностью постигал профессию, тем более, что роль "свой среди чужих" ему приходилось играть ежедневно: студенты оперетты считали себя на класс выше будущих драматических артистов, а те "оперетчиков" вообще не считали за людей.
На одном курсе с Золотухиным училась Нина Шацкая – красивая девушка, которая Валерию казалась недосягаемой. Она и покорила его сердце. Завязался бурный роман, закончившийся на пятом курсе свадьбой.
В 1963 году Золотухин и Шацкая окончили ГИТИС. Валерия пригласили в Театр имени Моссовета, где он проработал год, а затем, перешел в Театр драмы и комедии на Таганке. Вместе с ним в Театре на Таганке стала работать и Нина Шацкая.
К тому времени Шацкая уже несколько раз снялась в кино. Самой заметной ее работой была роль в картине Алексея Сахарова "Коллеги". Золотухина же отечественный зритель еще не знал. Как он сам признавался, это несколько задевало его самолюбие. Однажды они поехали отдыхать в родное село Валерия. По этому случаю в клубе был показан фильм с участием Нины Шацкой, после чего устроили ей творческую встречу. Чуть позже в "Алтайской правде" написали: "Наше село посетила известная актриса Нина Шацкая со своим мужем".
Валерий Золотухин вспоминает: "Знаете, как обидно было?! Я понял, что просто обязан срочно сняться в кино, и тут же мне последовало приглашение в картину "Пакет".
Историко-приключенческий фильм Владимира Назарова "Пакет" по одноименной повести Леонида Пантелеева вышел на экраны в 1965 году. Картина рассказывала о приключениях красноармейца Трофимова, которому необходимо было доставить донесение Буденному. Легкая и веселая, она явилась как бы прологом к знаменитому "Бумбарашу".
Роль Трофимова принесла Золотухину первую известность, но настоящая популярность пришла чуть позже.
Первой большой ролью Валерия Золотухина, стал участковый Василий Снежкин в детективе все того же Владимира Назарова "Хозяин тайги" (1968). В этой картине Золотухин играл в паре со своим лучшим другом Владимиром Высоцким, к тому времени уже популярным актером и певцом. Герой Золотухина, молодой участковый, не имеющий ни опыта расследований, ни знания людей, ни дедуктивного мышления, расследовал ограбление магазина в соседней деревне. В результате следствие приводило его к циничному бригадиру (Высоцкий)...
Картина имела несомненный зрительский успех. Исполнилась его мальчишеская мечта - теперь актера знала вся страна. А спустя три года на экраны вышел фильм, принесший ему и вовсе огромную популярность. Это была эксцентрическая музыкальная комедия Николая Рашеева и Абрама Народицкого "Бумбараш".
Рассказывают, что эту роль молодой актер получил благодаря редкостной наглости. Дело в том, что на роль пробовался, помимо Золотухина, еще и Михаил Кононов. И тогда Валерий подошел к режиссеру и сказал: "Если хотите сделать хороший фильм, берите Кононова, а если хотите заглянуть в вечность - возьмите меня". Режиссер послушался и… заглянул в вечность.
"Бумбараш" - это настоящий водевиль о гражданской войне — веселый, ироничный, один из лучших в советском кино семидесятых годов. В стиле лубочного примитивизма авторы фильма поведали историю нового Иванушки, бродящего по фронтам гражданской войны и толком не понимающего, кто здесь прав, кто виноват. Бумбарашу доверено быть героем, а за собой не ведет и примера не подает. Он просто живет в диком мире и не хочет знать, что будет завтра…
Особую привлекательность фильму принесли песни на стихи Юлия Кима в блестящем исполнении Валерия Золотухина. "Ты, родимая, да ты дождись меня…", "Наплявать, наплявать, надоело воевать…" - эти песни прочно вошли в народ, ассоциируясь именно с образом Бумбараша, который стал "визитной карточкой" актера.
Бумбараш "приклеился" к Золотухину на многие годы. Рассказывая об актере, в первую очередь вспоминают именно об этой роли. Валерий Сергеевич не обижался: "Если говорить всерьез об актерском тщеславии, то не чувствую себя обделенным. Несметное количество актеров уходит из жизни, не оставив после себя своего Бумбараша. А если ко всему этому подойти философски, человек, которому я интересен (если вдруг такие люди есть), найдет возможность разглядеть другого Золотухина. А если кто хочет видеть во мне одного Бумбараша - ради Бога! <…> И не буду никого ни в чем переубеждать: я уже не в том возрасте, чтобы говорить: "Да я гораздо сложнее, интереснее". Бумбараш - так Бумбараш. Когда-то моего сына спросил во дворе соседский парень Сережа, сын Романа Карцева: "Твой папа - Бумбараш?" Сын ответил утвердительно. Сережа изумился: "Что, живой еще?"
Вернемся, в 70-е. Именно на эти годы выпал расцвет творчества Валерия Золотухина в кино. В том же 1971 году актер снялся во втором фильме трилогии, начатой "Хозяином тайги", - детективе "Пропажа свидетеля". Картина была снята по многочисленным просьбам зрителей, которым полюбился следователь Сережкин.
Затем Золотухин снялся в главных ролях: в лирической комедии Екатерины Сташевской "Берега", в драме Виктора Титова "Каждый день доктора Калинниковой" и героической драме Анатолия Вехотко "О тех, кого помню и люблю". Запоминающимся персонажем в исполнении Валерия Золотухина стал веселый жулик Лутоня в музыкальной сказке-комедии "Царевич Проша" (1974).
В начале 70-х произошли и изменения в личной жизни актера. Золотухин всегда был не равнодушен к женщинам. Он и не скрывает, что его "хождения налево" были достаточно частым явлением. Их брак с Ниной Шацкой удерживала от распада лишь страсть, - свою жену Золотухин любил безумно.
И все же их брак рухнул. Однажды Нина Шацкая, взяв сына Дениса, ушла к другому мужчине - популярному артисту, коллеге Валерия по театру, Леониду Филатову. Золотухин естественно переживал, но со временем все наладилось. Валерий изредка навещал сына "во вражьем стане", одно время даже ночевал у них, не таил никакой обиды и даже не ревновал.
В 1975 году во время съемок мелодрамы Иосифа Хейфица "Единственная" Валерий встретил свою вторую жену Тамару. Она работала на картине помощником режиссера. Однажды вечером Валерий шел под окнами гостиницы и услышал, как из окна третьего этажа доносятся звуки скрипки, оказалось, что Тамара скрипачка. Но тогда мужчина этого не знал и, как завороженный, полез в окно по водосточной трубе…
Золотухин сумел покорить сердце Тамары. Они поженились. У супругов появился сын Сережа. (Он ).
Во второй половине 70-х Валерий Золотухин продолжал активно сниматься в кино. Он сыграл заметные роли в музыкальной комедии "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил", драме "Любовь Яровая", комедии "Смешные люди", телесериале "Маленькие трагедии". В 1978 году Золотухин вновь сыграл милиционера Сережкина, любимого зрителями по картинам "Хозяин тайги" и "Пропажа свидетеля". В новой картине "Предварительное расследование" его герой уже в чине капитана милиции борется с расхитителями леса.
В 80-е годы Валерий Золотухин продолжал много сниматься в кино. Однако таких заметных работ, как в 70-е у него не было. Как признается сам актер, крестьянская маска отбросила от него многие роли. Это в театре он мог быть самым разным. Кого только он не переиграл. Среди его театральных героев: Ванг-водонос ("Добрый человек из Сезуана"), Грушницкий ("Герой нашего времени"), Андрей Находка ("Мать"), Глебов ("Дом на набережной"), Петя Трофимов ("Вишневый сад"), Григорий Отрепьев ("Борис Годунов"), Федор Фомич Кузькин ("Живой"), Живаго ("Доктор Живаго"), маркиз де Сад ("Марат и маркиз де Сад"), сразу три роли в спектакле "При во время чумы" - Герцог, Дон Гуан и Фауст. И это далеко не полный перечень работ актера на сцене.
В кино же дело обстояло хуже. Нет, Валерию Золотухину по-прежнему нередко доставались главные роли. Наиболее заметная работа тех лет – роль Дмитрия Громцева в ретро-драме Николая Досталя "Человек с аккордеоном". Стоит также отметить роли в картинах "Средь бела дня" и "И вот пришел Бумбо". И все же с популярностью "Бумбараша" и "Хозяина тайги" они сравниться не могли.
Ближе к середине 90-х Золотухин и вовсе перестал сниматься в кино. Это было время, когда выдающиеся актеры прошлого оказались просто не нужны нашему кинематографу.
В последние годы Валерий Золотухин вновь стал появляться на кино- и телеэкранах. Начало положил сериал "Участок", где снялось много замечательных актеров. Здесь Валерий Сергеевич, умело сочетая комические и драматические краски, сыграл старика по прозвищу Хали-Гали.
Первоначально на эту роль пробовали Сергея Юрского, затем предложили Михаилу Кононову. Однако тому сценарий не понравился. И тогда вспомнили об Валерии Сергеевиче. "Изначально планировалось, что Хали-Гали будет этаким Щукарем, прикольным балагуром, но Золотухин увидел эту роль как глубокую, сразу же категорически отказался комиковать, и правильно сделал!" - рассказывл сценарист Слаповский. Съемки проходили в деревне. Золотухин настолько вошел в роль, что его порой принимали за местного жителя даже сами актеры.
Вслед за этим Валерий Сергеевич продемонстрировал свое мастерство на съемках знаменитого блокбастера Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор", где он сыграл старого вампира. Отмечая игру актеров, практически все в первую очередь выделяли именно его. А ведь роль у Валерия Золотухина в отличие от других актеров была совсем небольшой, можно сказать эпизодической.
Зато в следующем фильме Тимура Бекмамбетова - "Дневной дозор" - роль Золотухина оказалась более значительной.
Валерий Сергеевич признавался, что, снимаясь в "дозорах", опасался засилья компьютерных технологий. К счастью, современные технологии не заслонили актерской игры: "Все, что я хотел сыграть в этом персонаже, и это я увидел потом на экране: всю трагедию, всю драму истории с сыном, и его порочность, и то, что он любым способом пытается извлечь из ужаса порока. В "Дозоре" абсолютно нет никакого ущемления актерского мастерства. Это такой жанр, здесь есть психологизм, есть глубина, но она должна быть знаковая, быстрочитаемая".
В перерыве между "дозорами" Валерий Золотухин снялся еще в одном нашумевшем проекте - долгожданной экранизации романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. И вновь в небольшой роли Босого Валерий Сергеевич продемонстрировал высочайшее актерское мастерство. (По материалам ).