апрель 2, 2013
Кузнечное дело — одно из традиционных ремесел Алтайского края, но по сравнению со многими другими более выгодное с точки зрения ведения бизнеса. Кованые изделия уже долгое время не выходят из моды. Они практичны — много лет служат своим владельцам. И если сделаны по шаблонному проекту, стоят не слишком дорого. С другой стороны, когда это эксклюзивные вещи, они демонстрируют вкус и статус владельца. Поэтому предпринимателей, которые предлагают свои услуги по изготовлению кованых изделий, в Барнауле и крае довольно много. Открываются и новые предприятия. К ним можно отнести "Сибирскую фабрику ковки", которую организовала Юлия Саттарова, — следующая героиня цикла материалов о молодых предпринимателях, который в этом году публикует "Ваше дело".
Юлия Сатарова, владелица "Сибирской фабрики ковки".
Анна Зайкова
На кузнецов почти нигде не учат. Получить образование по этой профессии в России можно всего лишь в нескольких учебных заведениях. Среди них, например, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, платный курс кузнечного дела есть в профучилище № 41 Томской области (Верхнекетский район). В Барнауле, по данным газеты "Ваше дело", только одно училище № 16 обучало этой профессии уже взрослых людей по их желанию на базе учебного центра. Но там сообщили, что в прошлом году обучение не проводилось из-за отсутствия преподавателя. Чаще всего кузничному делу люди учатся прямо на предприятиях. Нанимаются на работу помощником кузнеца и постепенно осваивают профессию. Потом нередко уходят и открывают собственное дело.
В рубрике "Кованые изделия" барнаульского справочника "ДубльГИС" находится 46 предприятий. Многие из них наряду с этой продукцией предлагают и другую. Например, двери и системы безопасности, металлоконструкции для строительства зданий, запчасти к сельхозтехнике. Или услуги, например, дизайн-интерьера. Из информации на сайтах компаний понятно, что большинство из них специализируются на каком-то определенном виде кованых изделий — кто-то делает детские площадки, кто-то ритуальные памятники и оградки, кто-то лестницы с коваными перилами.
И только несколько предприятий позиционируются как мастерские по художественной ковке. Их представители относят себя к элите кузнечных ремесленников — они делают эксклюзивные, сложные и дорогие изделия на заказ, а производство массовых и шаблонных вещей недолюбливают. Но иногда все же занимаются им, чтобы расширить ассортимент и заработать дополнительные деньги. Информации о многих кузнечных предприятиях в открытом доступе просто нет, потому что нередко заказы хороший кузнец получает через сарафанное радио. Сделает ворота в частном коттедже, потом к нему обращаются друзья владельца дома, которым понравилась работа.
По словам участников рынка, в этом секторе много людей работает нелегально и прямо в гаражах, но качество их изделий оставляет желать лучшего. Конкуренция среди кузнецов в крае высока, однако хорошим мастерам работы хватает. Многие из них куют для заказчиков из других регионов России и даже из-за рубежа.
Большую часть жизни Юлия Саттарова была далека от кузнечного дела. У нее два основных образования: среднее специальное "Менеджер современного производства" и высшее — "Маркетолог". Несколько лет она работала по найму — была офисным сотрудником различных компаний. А в 2010 году создала собственное предприятие — "Сибирская фабрика ковки". По ее словам, выбор сферы деятельности фирмы возник спонтанно после того, как на одной из городских выставок она увидела красивые кованые изделия.
Первый заказ Юлии Саттаровой — кованый забор для частного клиента, и на предоплату она арендовала маленькую кузню на одном из промышленных предприятий Барнаула, наняла сварщика и кузнеца и вместе с ними выполнила работу. Прибыли это не принесло никакой, заказ был сделан по себестоимости.
— Юлия, ваше дело началось с очень рискованного решения. Вы взялись за сложную работу, которой раньше не занимались и в которой не разбирались. Что вас заставило это сделать?
— У меня была очень сильная мотивация. Это обстоятельства личного характера, о которых я бы не хотела подробно рассказывать. Было страшно начинать, и до сих пор страшно. Но желание реализовать себя сильнее. И три года назад, и сейчас мне хотелось доказать свою значимость. Создать сильное конкурентоспособное предприятие. Еще когда я работала по найму, мечтала стать хозяйкой собственного бизнеса. Осваивала основы кузнечного дела самостоятельно — читала статьи в Интернете, общалась с кузнецами из других предприятий, они охотно давали советы.
— С какими трудностями пришлось столкнуться при организации бизнеса?
— Сначала были трудности с деньгами. Взять их было неоткуда даже на какие-то элементарные расходы. Было сделано много ошибок, набила шишки, люди увольнялись, некоторые возвращались обратно. Но я к таким вещам отношусь философски, успеха не достичь без неудач и ошибок. И сейчас самая большая трудность — cобрать команду единомышленников. Нужны сотрудники для запуска нового направления деятельности — серийного производства. Безработных много, встречаюсь, общаюсь и понимаю, не мой человек — работать в прямом смысле этого слова никто не хочет. Хотят получать зарплату, но даже о себе рассказать не могут. А мы пока не можем себе позволить кого-то обучать. Хотелось бы найти специалиста, который бы помог компании развиваться. Долго не могла найти менеджера по продажам. Сейчас нужны менеджер по работе с клиентами и дизайнер. Оставляю объявления о вакансиях на многих сайтах, постоянно продлеваю их, но специалистов нет.
— А в кузню легко было найти персонал?
— Тоже нелегко, но сейчас штат производственного блока укомплектован. В основном брали людей по рекомендации. Мы в будущем хотели бы создать свою школу кузнецов. Но сейчас основная сложность все-таки с поиском менеджера по работе с клиентами. Понятно, что такой специалист должен знать специфику продаж и уметь продать хоть карандаш, хоть забор. Но в нашей сфере деятельности нужно детально разбираться в производстве, чтобы суметь объяснить клиенту какие-то нюансы на его языке. Иначе у него возникнут сомнения в компетентности фирмы. Особенно это касается частных клиентов. Понимаю, что начинаю испытывать потребность в персонале, которому смогу делегировать часть своих полномочий. Это нужно для дальнейшего развития.
— Почему эксклюзивные кованые изделия стоят дорого?
— В первую очередь из-за долгого срока изготовления. Они делаются вручную. Один забор мы можем ковать и собирать три-четыре месяца. Нужно оплатить материал, труд рабочих, свет, аренду помещения и прочие расходы. Один квадратный метр изделия, выполненного руками кузнеца, может стоить до 30 тыс. рублей. Некоторые заказчики выкупают еще и эскиз, чтобы изделие точно ни у кого не повторилось. Оборот средств очень долгий. В случае с серийным производством все проще. Станок изготавливает детали быстро. Потому и стоимость таких изделий намного ниже.
— И много людей готовы платить такие суммы за красоту?
— Кованые изделия хотят многие, но платить за эксклюзив готовы далеко не все. У нас в регионе зачастую хотят, чтобы им сделали красиво и дешево. За прошлый год мы выполнили порядка 30 эксклюзивных заказов. Это намного больше, чем годом ранее. Сейчас проблем с заказами нет: нас уже знают, многие советуют к нам обратиться. Работы, которыми мы особенно гордимся, были сделаны для санатория "Барнаульский", гостиницы "Сибирь", компании "Курорт "Белокуриха". С клиентами из других регионов пока не работали и с госзаказом тоже.
— Почему вы начали со сложного — с эксклюзива?
— Хотелось заявить о себе на рынке, чтобы нас запомнили. Но по мере роста предприятия мы поняли, что нужно расширять производство, решили развивать серийное направление. И наша цель — до конца года заработать в разы больше, чем в пошлом году.
— Какова рентабельность кузнечного бизнеса?
— Как и в любом производстве, 30%. Сейчас мы уже окупаем свои затраты.
— Какую роль в становлении вашего бизнеса сыграла государственная поддержка?
— На первоначальном этапе большую помощь оказал "Алтайский бизнес-инкубатор". Он предоставил офисное помещение с мебелью и компьютерной техникой. Сами мы бы не смогли все это приобрести. Благодаря участию в программе "Ты — предприниматель", укрепилась моя вера в себя. От бизнес-тренеров получаешь колоссальный заряд энергии и знаний, все техники, о которых они рассказывают, примеряешь на себя и думаешь: "Я бы тоже так смогла". Все это очень важно в развитии компании. Совсем недавно я получила грант, на который приобрела оборудование для серийного производства. Для меня его получение стало, можно сказать, делом принципа. Я писала заявку три года подряд. И только на третий было принято положительное решение. Отбор проектов очень жесткий. Но я все-таки добилась, чего хотела.
Предприятие "Гефест" (Барнаул) около восьми лет занимается производством кованых изделий. А его руководитель Сергей Ударцев в кузнечном деле 15 лет. Некоторое время он был наемным работником на других предприятиях, а затем вместе с супругой открыл собственную кузню. Сергей Ударцев рассказал о некоторых особенностях предпринимательства в этой сфере.
В нашем деле самое главное — имя. Нужно постоянно доказывать, что если перед тобой ставят задачу, ты ее выполнишь качественно и в срок. Иначе заказов не будет. Можно, конечно, установить низкую цену, производить некачественные изделия, но это будет уже не художественная ковка в ее исконном понимании. Чтобы сделать по-настоящему красивое изделие, нужно быть образованным человеком — знать математику, уметь конструировать, иметь художественный вкус, разбираться в особенностях материала. Качественное дорогое оборудование тоже имеет большое значение. Изделия художественной ковки, сделанные мастерами, могут позволить себе очень немногие люди. Их цена доходит до $ 1 тыс. за квадратный метр. Бесплатно за такую сложную работу никто не возьмется. Широко востребованы дешевые кованые изделия, которые не имеют никакого отношения к творчеству. Мы такие тоже производим — у нас есть станки, некоторые детали мы даже закупаем из-за рубежа. Но эта работа для нас не самое главное.
Заработок кузни зависит в первую очередь от самого предпринимателя, от того, сколько он хочет заработать и может ли найти возможности для этого заработка. Наша компания уже на 50% работает для заказчиков из других регионов. Оттуда заказы идут более сложные и интересные. Кованые мемориалы на могилы делать интереснее всего. Отношение к этим изделиям особое — и у тех, кто их заказывает, и у нас. Человеку, который заказывает, очень важно, чтобы мемориал был красивым, и когда он его видит, сразу чувствует, вложил в него мастер свою душу или нет.
Работа у нас сезонная. В эту зиму все снегом завалило, заказов вообще почти не было. Это тоже нужно учитывать и уметь с этим справляться.
В Германии ежегодно проходят несколько форумов мастеров кузнечного дела, в том числе международные.