В УФНС считают, что нагрузка на экономику Алтайского края не превышает 7%

апрель 3, 2013

Давно известен идеологический конфликт между чиновниками и предпринимателями, когда первые считают, что бизнес зачастую "прибедняется", а вторые, наоборот, полагают, что фискальная нагрузка на них превышает все допустимые нормы. После роста с 1 января 2013 года страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в два с половиной раза общественные объединения предпринимателей заявили, что их пациент стал похож на того ишака, который скоро сдохнет. Но государство полагает, что, во-первых, налоговая нагрузка в нашей стране минимальна, а во-вторых, платежи в ПФР не относятся к числу налогов. Чтобы попытаться разобраться в споре, мы побеседовали с заместителем руководителя территориального управления ФНС по Алтайскому краю Романом Наздрачевым.

— Роман Борисович, какова сегодня, по вашим оценкам, налоговая нагрузка на бизнес в Алтайском крае? Не могли бы вы пояснить заодно и методику ее оценки, поскольку в открытых источниках существуют различные варианты?

— Наверное, следует начать с фундаментальных понятий, с методики. Налоговую нагрузку мы рассчитываем следующим образом. Это отношение совокупного объема уплаченных налогов к совокупном обороту состоящих у нас на учете организаций. Действительно, существуют различные варианты оценки налоговой нагрузки. Кто-то берет в расчет начисленные налоговые суммы — налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество. Кто-то рассчитывает ее исходя из поступивших сумм налоговых платежей, тогда в расчет берется еще и налог на доходы физических лиц. Вместе с тем плательщиком НДФЛ является все-таки физическое лицо, а не работодатель. И это работник платит 13% подоходного налога в бюджетную систему страны, а предприятие в данном случае только перечисляет средства.

Исходя из применяемой нами методики расчетов получается, что налоговая нагрузка на экономику в Алтайском крае по итогам девяти месяцев 2012 года составила 7%. Более свежих данных у нас еще нет, но я не думаю, что этот показатель существенно изменится. По итогам года возможна лишь минимальная коррекция. По видам экономической деятельности налоговая нагрузка отличается. Например, в сельском хозяйстве она составляет 3,1%, в отдельных отраслях — более 7%.

— Но страховые платежи в различные фонды в данном случае ваша методика не учитывает? Верно?

— Конечно, не учитывает. После того как в нашей стране был отменен единый социальный налог, страховые взносы были выведены из разряда налоговых. Сегодня они не поступают в бюджетную систему страны. К примеру, Пенсионный фонд РФ — это целевой фонд, находящийся за рамками утвержденного госбюджета.

— Как за последние несколько лет изменилась налоговая нагрузка? Он росла или снижалась?

— Я вам приведу сравнительные данные по России и Алтайскому краю. Цифры говорят сами за себя. Почему в нашем регионе нагрузка оказалась даже ниже, чем в среднем по стране? Дело в том, что в экономике Алтайского края существенную долю занимает сельское хозяйство. А для этого сектора существуют определенные условия. Во-первых, льготный налоговый режим — единый сельхозналог. Во-вторых, ставка по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения, составляет 0%. И третий фактор заключается в том, что крупные инвестиционные проекты, реализуемые в крае, подразумевают возврат НДС в размере 18%. Все это снижает итоговую налоговую нагрузку в целом в Алтайском крае.

— Из других секторов экономики нас очень интересуют показатели налоговой нагрузки на малый бизнес и торговлю. Что здесь показывают ваши расчеты?

— По малому бизнесу ситуация неоднозначная. Дело в том, что в Алтайском крае из 60 тыс. состоящих на учете индивидуальных предпринимателей 45 тыс. работают на спецрежиме ЕНВД. В отношении этого налогового режима посчитать нагрузку сложно, потому что мы не обладаем информацией об обороте. Для примера возьмем парикмахерскую или торговый зал. Предприниматель платит единый налог на вмененный доход, принимая в расчет площадь зала, но никак не выручку. Если же говорить об индивидуальных предпринимателях, которые работают на общем режиме налогообложения, то в отношении них налоговая нагрузка находится гораздо ниже среднекраевого показателя.

Что касается торговли, то в этом секторе региональной экономики показатель налоговой нагрузки составляет 3,5%. Спе­цифика торговли заключается в том, что для нее основной показатель — оборот. Но в крае есть торговые предприятия, у которых налоговая нагрузка даже ниже среднего показателя. Это вызывает у нас вопросы.

— Почему тогда, на ваш взгляд, предприниматели часто говорят, что нагрузка на их бизнес растет?

— Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Его нужно задать самим предпринимателям. Со своей стороны я хотел бы подчеркнуть, что к нашему деловому сообществу нельзя подходить как к однородной массе субъектов бизнеса. Они слишком разные. Статистика показывает, что из всего количества ИП 90% приходится на долю микро- и малого бизнеса. Для них рост страховых платежей с 17 до 36 тыс. рублей в год, скорее всего, действительно ощутимый. Если же мы говорим о предпринимателях с высоким уровнем доходов, которые к тому же имеют наемных работников, то для них сумма пенсионного страхового взноса возросла незначительно.

В крае сегодня насчитывается около 50 индивидуальных предпринимателей, чей годовой доход превышает 50 млн. рублей. И еще около 1,5 тыс. юридических лиц с выручкой более 60 млн. рублей в год. Мы уверены в том, что для этого сектора бизнеса роста страховых платежей нет.

— Вы хотите сказать, что никаких объективных причин, повлиявших на рост нагрузки, не существует?

— В отношении крупного и среднего бизнеса — да. Более того, на протяжении последних трех лет мы сокращаем налоговый контроль в отношении большей части бизнеса. По "вмененке" и "упрощенке", по контрольно-кассовой технике нами проводятся единичные проверки. Количество выездных налоговых проверок сократилось. Вместе с тем за последний год мы изменили вектор своей аналитической работы. Теперь мы проводим постоянный анализ налоговой нагрузки по отраслям экономики и сравниваем эти данные с налоговой нагрузкой на каждое юридическое лицо, холдинговую компанию и т. д. Весь упор в нашей контрольно-аналитической работе будет сделан на предприятия, где налоговая нагрузка окажется ниже среднеотраслевой. Руководителям таких предприятий мы будем задавать некоторые вопросы. Например, мы видим, что работают две одинаковые торговые организации с одинаковым оборотом. Но у одной налоговая нагрузка составляет 7%, а у другой — 2%. Тогда возникают определенные вопросы ко второй организации. Сначала мы должны будем побеседовать с налогоплательщиком, уточнить у него, почему получился такой низкий показатель. Если предприятие получает убыток в течение более одного налогового периода, то уже возникает сомнение: за счет чего оно остается на плаву? В дальнейшем в отношении данного налогоплательщика будут проведены контрольные мероприятия в рамках НК РФ.

— Что произойдет с налоговой нагрузкой в ближайшие два года?

— Заместитель министра финансов России Сергей Шаталов уже отвечал на этот вопрос федеральным СМИ. Он подчеркнул, что практически для всех субъектов экономической деятельности нагрузка увеличиваться не будет. Исключение составит нефтегазовый сектор, а также подакцизные товары.

У бизнеса — иное мнение

Российский союз промышленников и предпринимателей в прошлом году опубликовал итоги опроса руководителей предприятий, у которых спрашивали: "Как изменилась для вас фискальная нагрузка с 2007 по 2011 год?" Лишь 10,7% опрошенных отметили, что она снизилась. А примерно половина респондентов (48,8%) была твердо уверена в том, что нагрузка увеличилась.

Источник: "Российская газета".