июль 5, 2006
28 июня в администрации Барнаула были подведены итоги конкурса среди пассажироперевозчиков. Предприниматели сомневаются в объективности результатов и обвиняют администрацию в лоббировании интересов определенных компаний. В мэрии настаивают, что конкурс проведен на законных основаниях и предлагают несогласным обращаться в суд.
По словам Николая Долженко, председателя комитета по эксплуатации дорог, транспорту, благоустройству и связи, на 43 маршрута заявки подали 37 автоперевозчиков. Конкурсная комиссия приняла решение о том, что на дорогах города будет работать 480 автобусов малой вместимости. «Сейчас договоры на пассажироперевозки будут заключены на один год, но в дальнейшем срок их заключения планируется продлить до трех-пяти лет», - заверил Долженко. По его словам, конкурс прошел на высоком уровне, однако был очень тяжелым, многие предприниматели остались, что называется, «не у дел». «Чтобы их поддержать, глава Барнаула Владимир Колганов дал поручение рассмотреть возможность их использования на дополнительных маршрутах», - сообщил Долженко.
«Не у дел» оказались более 20 предпринимателей, ранее занимавшихся пассажироперевозками. «Еще минимум в течение недели будут проходить консультации и торги за те или иные условия. Озвученные итоги - это не финиш, это старт», - уверен один из автобизнесменов, на условиях анонимности прокомментировавший результаты конкурса. Он сообщил, что «на многих предпринимателях висят кредиты и лизинговые долги по «Газелям», поэтому заявление Долженко о привлечении на дополнительные маршруты вселяет в некоторых надежду».
«Я уверен, что в действиях администрации никакой заботы о пассажирах нет, а идет обыкновенный передел рынка. Подобное происходило в Новосибирске, в Омске и в других российских городах», - резко заявил «ВД» Геннадий Кормильцев, генеральный директор компании «Алтайгазавтосервис». По его словам, вся ситуация говорит о предвзятом отношении властей к решению вопроса. Якобы результаты конкурса подтасованы, а некоторые фирмы специально «подводили» под нужные суммы баллов, чтобы они прошли конкурс.
«Покажите мне закон, на основании которого можно в одночасье закрыть бизнес одного предпринимателя и отдать его другому. Если один бизнесмен набрал больше баллов, тогда присвойте ему переходящее красное знамя или выдайте премию, но отдавать чужие маршруты - это нонсенс», - говорит г-н Кормильцев. По логике вещей, если открывать новый маршрут, необходимо провести тендер. С выигравшим его предприятием заключить договор и определить приоритетные направления дальнейшей работы. «А если двигаться в сегодняшнем направлении, мы получим постоянное лоббирование чьих-либо интересов на уровне различных администраций и беспредел чиновников в решении наболевших вопросов. Я надеюсь, что в возникшей ситуации разберется краевая администрация», - констатировал гендиректор «Алтайгазавтосервиса».
Действительно, результат конкурсного отбора среди автоперевозчиков даже при первичном анализе вызывает недоумение. 11 маршрутов переданы фирмам «Автострада» и «Сервис Ойл», которые принадлежат предпринимателю Станиславу Жогову и его партнерам. По мнению некоторых автоперевозчиков, проведение конкурса намеренно переносилось на более поздние сроки, потому что эти две компании якобы не были готовы выполнить предъявляемые условия. «До настоящего времени у них нет водителей, а китайские автобусы не сертифицированы и стоят на учете в ГИБДД Горно-Алтайска по причине отказа со стороны местной дорожной инспекции», - рассказал «ВД» другой участник конкурса.
Анатолий Псарев, исполнительный директор компании «Автострада», ничего странного в том, что более сильные и крупные компании выиграли конкурс, не видит. Рынок диктует жесткие условия. До последнего времени на маршрутах творилась обыкновенная вакханалия и никто ни за что не отвечал. «У нас хорошая техническая база для обслуживания автомобилей, которая постоянно совершенствуется. Собственники приобрели 150 китайских автобусов, на которые мы уже приняли водителей, но набор продолжается»,- рассказал Псарев. По его словам, выезд на маршруты будет осуществляться согласно графику, «и в течение 10 дней мы постараемся закрыть все маршруты». «Постановка на учет в Горно-Алтайске - это причина технического характера. Есть постановление правительства, из которого следует, что автобус в некоторых случаях можно ставить на учет без одобрения типа–ПТС. Все было законно и правильно. В местной ГИБДД по объективным причинам отказались ставить нас на учет», - сообщил Псарев. Уточнять, что он имеет в виду под «объективными причинами», исполнительный директор «Автострады» не стал.
«ВД» обратилось в «автосалон АМ», который заявлял о проекте по продаже китайских автобусов, а впоследствии и об их сборке на территории барнаульского предприятия «Ремметалл». «Мы не связаны с поставками автобусов, принадлежащих «Автостраде» и «Сервис Ойл». Наш King Long в июле получит сертификат одобрения типа–ПТС, и начнем реализацию всех заявленных ранее проектов», - сообщил Юрий Даев, директор автосалона. По его словам, поставить несертифицированный автобус на учет в ГИБДД возможно в случае его эксплуатации ранее. «Мы рассматривали подобный вариант с подержанными автобусами, но отказались от него. В то время как некоторые попирают нормы безопасности и «пропихивают» свои интересы с помощью административного ресурса», - говорит Даев.
Сомнения в качестве продукта китайского автопрома высказывают и автоперевозчики, которым «достались» маршруты. «В течение года планируем заменить оставшиеся «Газели» отечественными «Аврорами» либо «Валдаями». Буду покупать автобусы именно российского производства не из патриотических чувств, а по причине отсутствия приличного сервиса для иностранных автобусов, что для «Мерседесов», что для «китайцев»,- рассказал индивидуальный предприниматель Олег Бесчастный. По его мнению, последние возможно рассматривать как альтернативу «Газели» «только после того, как они «прокатаются год»
«ВД» стало известно, что 22 «сокращенных» перевозчика сплотились в коалицию и намерены отстаивать свои права на ведение бизнеса в суде. «Мы разбились на несколько групп и намерены оспорить результаты конкурса. В некоторых сибирских городах административными методами уже пытались перекроить рынок, но предприниматели отстояли свои права. У нас тоже есть хорошие адвокаты, которые уже готовят иски», - заявил один из «бывших».
Комментарий Олега Юдина, заместителя председателя комитета по транспорту: «Если предприниматели усмотрели в наших действиях какую-то неправомерность, их право обращаться в суд. Администрация города выносила свои решения согласно положению о конкурсе. Копии конкурсных документов направлены в прокуратуру для того, чтобы там подтвердили правомерность решений».
«ВД» предполагает, что это не конец истории «о конкурсе автоперевозчиков». В скором времени будут сделаны громкие заявления и, не исключено, начнутся судебные тяжбы. Редакция продолжит следить за развитием событий.