Алтайские IT-директора обсудили проблемы взаимоотношений с бизнесом

апрель 8, 2013

В конце марта в Барнауле состоялась первая конференция, организованная Клубом IT-директоров Алтайского края. Это профессиональное объединение последние несколько лет не участвовало в публичных мероприятиях. Даже в самом крупном в отрасли — Алтайском региональном IT-форуме, хотя когда-то идея его проведения родилась именно в клубе. Его основатель Искандер Балубаев пояснил, что организаторы попытались сделать конференцию на основе тех принципов, по которым пять лет назад задумали и провели первый алтайский IT-форум, но которые впоследствии перестали быть для него актуальными. Это практическая направленность и дискуссионность площадки.

Конференция, как и первый алтайский IT-форум, состоялась в парке-отеле "Лесные дали". Можно сказать, что IT-специалисты собрались узким кругом — в мероприятии приняли участие около 50 человек. И они начали живо общаться, как только встретились, — почти все оказались знакомы.

На первый взгляд все было сделано традиционно: спонсоры, информационные партнеры, секции, доклады. Но после приветственных слов организаторов стало понятно, что атмосфера у этого мероприятия будет неформальной и располагающей к общению. Когда торжественная часть завершилась и прозвучали два первых доклада от спонсоров, Искандер Балубаев, многозначительно улыбаясь, сказал, что "сейчас начнется самое интересное". Участники должны были разделиться на две секции — в одной из них выступали вендоры с презентациями своих новых продуктов, а в другой — алтайские IT-руководители с докладами о практических решениях. В итоге все участники конференции предпочли вторую секцию с "практическими докладами", а к вендорам никто не пошел.

"Сейчас многие алтайские IT-компании, в том числе и наша, регулярно проводят семинары о продуктах своих партнеров-вендоров. И у IT-специалистов уже сформировалось перенасыщение рекламной информацией, а практической как раз не хватает. Мы верно почувствовали потребности аудитории. Единственное, чего мы не ожидали, так это того, что вендоров вообще никто не захочет слушать, и из-за этого пришлось быстро вносить изменения в программу, чтобы их доклады все же состоялись", — прокомментировал Балубаев эту ситуацию уже после конференции. В итоге доклады из двух секций решили чередовать, чтобы выполнить обязательства перед спонсорами.

Обосновать затраты

Лейтмотивом практической части мероприятия стала тема взаимоотношений бизнеса и IT. Большинство участников работают в отделах информационных технологий торговых, производственных предприятий либо компаний из сферы услуг. Среди них "Добрый доктор", "Алтайэнергосбыт", "СтройГАЗ", "Мария-Ра", "Барнаульский водоканал", "Алтайские коммунальные системы", "Ротор" и другие. IT-решения в этих компаниях лишь средство для достижения основной бизнес-цели. Это определяет особенности работы IT-специалистов на подобных предприятиях и проблемы, которые у них возникают.

Основная из них — сложности во взаимоотношениях с гендиректором, которому часто бывает нелегко объяснить, зачем нужно внедрить то или иное дорогостоящее решение. Помимо этого, нехватка денег, квалифицированных сотрудников, сложности управления. Все эти аспекты работы IT-директора так или иначе затрагивались в докладах.

Как IT-директору обосновать расходы подразделения и стать уважаемым человеком в компании реального сектора, рассказал Василий Радьков, начальник информационно-аналитического отдела завода "Ротор". Он отметил, что бизнес не любит IT-отделы по понятной причине: они постоянно требуют денег на те или иные решения, и кажется, что создают затраты. Он предложил выход из этой ситуации: научиться экономить ресурсы бизнеса, улучшать условия работы сотрудников из других отделов и обосновывать свои успехи документально.

Радьков привел конкретные примеры такой экономии из собственной практики: "Связь на нашем предприятии предоставлял один оператор, и было понятно, что мы слишком много за нее платим. Нам удалось доказать, что можно изменить оператора и оборудование. Проект окупился через месяц. А через год эксплуатации экономия на связи составила порядка 600 тыс. рублей. Отношение к нашему отделу у бизнеса изменилось".

Доказать необходимость перемен в организации печати, по его словам, помогла бухгалтерия. Только из-за слухов о том, что каждый напечатанный листок будет контролироваться, затраты бумаги в компании уменьшились на 10%. Василий Радьков также рекомендовал не бояться обсуждать цены с поставщиками оборудования. "Информация о том, что мы решили купить серверы у другого вендора, привела к тому, что первый поставщик снизил нам цену с 1,3 млн. рублей до 720 тыс. рублей. На программное обеспечение в результате переговоров удалось снизить цену на 0,5 млн. рублей лишь из-за того, что мы посомневались, брать или нет", — констатировал он.

Клиентов — к роботу

Искандер Балубаев и инженер-программист компании "Мейтан" Евгений Матицын рассказали о внедрении системы управления связями с покупателем (CCMS). "Такие системы используются в банках, у операторов связи, то есть в компаниях с большим потоком запросов от клиентов", — сказал Балубаев. Они нужны для того, чтобы разгрузить менеджеров от рутинной работы. Клиенты постоянно запрашивают какую-то информацию, и нужно свое­временно ее предоставлять. Из-за этого менеджеры, задача которых продавать, могут в течение всего рабочего дня обрабатывать запросы клиентов.

CCMS автоматизирует процесс работы со стандартными запросами. В компании "Мейтан" было реализовано подобное решение на основе системы "1С". Пользователи могут делать запросы через сайт компании, электронную почту и SMS-сообщения. Каждому клиенту присваивается определенный статус, который подразумевает наличие доступа к той или иной информации.

Евгений Матицын,
инженер-программист компании "Мейтан":

Сейчас в отделе продаж ни одна сотрудница не жалуется на то, что не успевает выполнить работу из-за чрезмерной загруженности запросами от клиентов. Еще один положительный результат от внедрения CCMS — наше руководство осознало необходимость в упорядочивании документооборота.

Больше всего позитивных оценок, по словам организаторов, получил доклад исполнительного директора компании "Сибирикс" Бориса Родионова о планировании с использованием канбан-доски. Этот метод давно используется в "Сибириксе" при работе над web-проектами. Его суть в том, что процесс разработки делится на задачи, каждая из которых записывается на специальную карточку, а они крепятся в определенном порядке на доску. С помощью этого инструмента можно увидеть, сколько задач у каждого сотрудника, в какой стадии решения они находятся. Недавно "Сибирикс" разработал электронную версию канбан-доски для "Корпоративного портала 1С Битрикс" — популярной системы, на основе которой создаются корпоративные сайты.

Обсуждались также такие темы, как защита информации, внедрение принципов ITIL на предприятии (позволяют структурировать работу IT-подразделения при обслуживании сотрудников из офиса), организация системы мониторинга микроклимата в серверной, и другие. Из-за накладок в организации запланированную дискуссию о том, как улучшить взаимоотношения бизнеса и IT-отделов, провести не успели. Но возможность поспорить у участников все равно была. Они задавали очень много вопросов почти после каждого доклада. Так что можно сказать, что дискуссионная площадка все же состоялась.

Формат себя оправдал

Искандер Балубаев,
гендиректор компании "Центр лицензионного программного обеспечения" (Kaspersky22.ru):

Последние три года Клуб IT-директоров не участвовал в публичных мероприятиях, и в алтайском IT-форуме тоже. У нас были на то причины. Первый алтайский IT-форум был проведен по моей инициативе. Мероприятию нужна была поддержка профессионального сообщества, и я обсудил свою идею с исполнительным директором компании "Энтерра" Дмитрием Старостенковым, который на тот момент был председателем комитета по информационным технологиям АлтТПП. Он ее поддержал, и мы организовали первый IT-форум совместно. По задумке, форум был нацелен в первую очередь на обсуждение практического применения информационных технологий на предприятиях края. Были и презентации продукции вендоров, тогда они пользовались не меньшей популярностью.

Клуб IT-директоров участвовал только в первых трех ре­гиональных IT-форумах. Мы занимались организацией секций с сильной практической составляющей. Постепенно форум рос, нам становилось все сложнее объяснять новым членам оргкомитета ценность практических докладов и то, что выступления вендоров — не самое главное, эту идею перестали поддерживать, и участие стало нам неинтересно. Многие мои знакомые перестали туда ходить. Мы решили провести собственную конференцию исходя из наших первоначальных представлений о подобном мероприятии. В целом, мне кажется, формат себя оправдал.

Кто еще выступал с докладами

Факт

Клуб IT-директоров Алтайского края был основан в 2007 году. Сейчас в нем порядка 30 членов.