апрель 8, 2013
В конце марта в Барнауле состоялась первая конференция, организованная Клубом IT-директоров Алтайского края. Это профессиональное объединение последние несколько лет не участвовало в публичных мероприятиях. Даже в самом крупном в отрасли — Алтайском региональном IT-форуме, хотя когда-то идея его проведения родилась именно в клубе. Его основатель Искандер Балубаев пояснил, что организаторы попытались сделать конференцию на основе тех принципов, по которым пять лет назад задумали и провели первый алтайский IT-форум, но которые впоследствии перестали быть для него актуальными. Это практическая направленность и дискуссионность площадки.
Конференция, как и первый алтайский IT-форум, состоялась в парке-отеле "Лесные дали". Можно сказать, что IT-специалисты собрались узким кругом — в мероприятии приняли участие около 50 человек. И они начали живо общаться, как только встретились, — почти все оказались знакомы.
На первый взгляд все было сделано традиционно: спонсоры, информационные партнеры, секции, доклады. Но после приветственных слов организаторов стало понятно, что атмосфера у этого мероприятия будет неформальной и располагающей к общению. Когда торжественная часть завершилась и прозвучали два первых доклада от спонсоров, Искандер Балубаев, многозначительно улыбаясь, сказал, что "сейчас начнется самое интересное". Участники должны были разделиться на две секции — в одной из них выступали вендоры с презентациями своих новых продуктов, а в другой — алтайские IT-руководители с докладами о практических решениях. В итоге все участники конференции предпочли вторую секцию с "практическими докладами", а к вендорам никто не пошел.
"Сейчас многие алтайские IT-компании, в том числе и наша, регулярно проводят семинары о продуктах своих партнеров-вендоров. И у IT-специалистов уже сформировалось перенасыщение рекламной информацией, а практической как раз не хватает. Мы верно почувствовали потребности аудитории. Единственное, чего мы не ожидали, так это того, что вендоров вообще никто не захочет слушать, и из-за этого пришлось быстро вносить изменения в программу, чтобы их доклады все же состоялись", — прокомментировал Балубаев эту ситуацию уже после конференции. В итоге доклады из двух секций решили чередовать, чтобы выполнить обязательства перед спонсорами.
Лейтмотивом практической части мероприятия стала тема взаимоотношений бизнеса и IT. Большинство участников работают в отделах информационных технологий торговых, производственных предприятий либо компаний из сферы услуг. Среди них "Добрый доктор", "Алтайэнергосбыт", "СтройГАЗ", "Мария-Ра", "Барнаульский водоканал", "Алтайские коммунальные системы", "Ротор" и другие. IT-решения в этих компаниях лишь средство для достижения основной бизнес-цели. Это определяет особенности работы IT-специалистов на подобных предприятиях и проблемы, которые у них возникают.
Основная из них — сложности во взаимоотношениях с гендиректором, которому часто бывает нелегко объяснить, зачем нужно внедрить то или иное дорогостоящее решение. Помимо этого, нехватка денег, квалифицированных сотрудников, сложности управления. Все эти аспекты работы IT-директора так или иначе затрагивались в докладах.
Как IT-директору обосновать расходы подразделения и стать уважаемым человеком в компании реального сектора, рассказал Василий Радьков, начальник информационно-аналитического отдела завода "Ротор". Он отметил, что бизнес не любит IT-отделы по понятной причине: они постоянно требуют денег на те или иные решения, и кажется, что создают затраты. Он предложил выход из этой ситуации: научиться экономить ресурсы бизнеса, улучшать условия работы сотрудников из других отделов и обосновывать свои успехи документально.
Радьков привел конкретные примеры такой экономии из собственной практики: "Связь на нашем предприятии предоставлял один оператор, и было понятно, что мы слишком много за нее платим. Нам удалось доказать, что можно изменить оператора и оборудование. Проект окупился через месяц. А через год эксплуатации экономия на связи составила порядка 600 тыс. рублей. Отношение к нашему отделу у бизнеса изменилось".
Доказать необходимость перемен в организации печати, по его словам, помогла бухгалтерия. Только из-за слухов о том, что каждый напечатанный листок будет контролироваться, затраты бумаги в компании уменьшились на 10%. Василий Радьков также рекомендовал не бояться обсуждать цены с поставщиками оборудования. "Информация о том, что мы решили купить серверы у другого вендора, привела к тому, что первый поставщик снизил нам цену с 1,3 млн. рублей до 720 тыс. рублей. На программное обеспечение в результате переговоров удалось снизить цену на 0,5 млн. рублей лишь из-за того, что мы посомневались, брать или нет", — констатировал он.
Искандер Балубаев и инженер-программист компании "Мейтан" Евгений Матицын рассказали о внедрении системы управления связями с покупателем (CCMS). "Такие системы используются в банках, у операторов связи, то есть в компаниях с большим потоком запросов от клиентов", — сказал Балубаев. Они нужны для того, чтобы разгрузить менеджеров от рутинной работы. Клиенты постоянно запрашивают какую-то информацию, и нужно своевременно ее предоставлять. Из-за этого менеджеры, задача которых продавать, могут в течение всего рабочего дня обрабатывать запросы клиентов.
CCMS автоматизирует процесс работы со стандартными запросами. В компании "Мейтан" было реализовано подобное решение на основе системы "1С". Пользователи могут делать запросы через сайт компании, электронную почту и SMS-сообщения. Каждому клиенту присваивается определенный статус, который подразумевает наличие доступа к той или иной информации.
Сейчас в отделе продаж ни одна сотрудница не жалуется на то, что не успевает выполнить работу из-за чрезмерной загруженности запросами от клиентов. Еще один положительный результат от внедрения CCMS — наше руководство осознало необходимость в упорядочивании документооборота.
Больше всего позитивных оценок, по словам организаторов, получил доклад исполнительного директора компании "Сибирикс" Бориса Родионова о планировании с использованием канбан-доски. Этот метод давно используется в "Сибириксе" при работе над web-проектами. Его суть в том, что процесс разработки делится на задачи, каждая из которых записывается на специальную карточку, а они крепятся в определенном порядке на доску. С помощью этого инструмента можно увидеть, сколько задач у каждого сотрудника, в какой стадии решения они находятся. Недавно "Сибирикс" разработал электронную версию канбан-доски для "Корпоративного портала 1С Битрикс" — популярной системы, на основе которой создаются корпоративные сайты.
Обсуждались также такие темы, как защита информации, внедрение принципов ITIL на предприятии (позволяют структурировать работу IT-подразделения при обслуживании сотрудников из офиса), организация системы мониторинга микроклимата в серверной, и другие. Из-за накладок в организации запланированную дискуссию о том, как улучшить взаимоотношения бизнеса и IT-отделов, провести не успели. Но возможность поспорить у участников все равно была. Они задавали очень много вопросов почти после каждого доклада. Так что можно сказать, что дискуссионная площадка все же состоялась.
Последние три года Клуб IT-директоров не участвовал в публичных мероприятиях, и в алтайском IT-форуме тоже. У нас были на то причины. Первый алтайский IT-форум был проведен по моей инициативе. Мероприятию нужна была поддержка профессионального сообщества, и я обсудил свою идею с исполнительным директором компании "Энтерра" Дмитрием Старостенковым, который на тот момент был председателем комитета по информационным технологиям АлтТПП. Он ее поддержал, и мы организовали первый IT-форум совместно. По задумке, форум был нацелен в первую очередь на обсуждение практического применения информационных технологий на предприятиях края. Были и презентации продукции вендоров, тогда они пользовались не меньшей популярностью.
Клуб IT-директоров участвовал только в первых трех региональных IT-форумах. Мы занимались организацией секций с сильной практической составляющей. Постепенно форум рос, нам становилось все сложнее объяснять новым членам оргкомитета ценность практических докладов и то, что выступления вендоров — не самое главное, эту идею перестали поддерживать, и участие стало нам неинтересно. Многие мои знакомые перестали туда ходить. Мы решили провести собственную конференцию исходя из наших первоначальных представлений о подобном мероприятии. В целом, мне кажется, формат себя оправдал.
Клуб IT-директоров Алтайского края был основан в 2007 году. Сейчас в нем порядка 30 членов.