Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли возвращать обязательные нормы ГТО?

апрель 12, 2013

В марте президент Владимир Путин заявил о необходимости пересмотра подходов к физическому воспитанию молодежи. В качестве одного из механизмов он предложил возродить нормативы "Готов к труду и обороне" (ГТО) в современном формате. По заверениям главы государства, главная цель инициативы – сохранение здоровья нации.

Урок физкультуры в школе.
Михаил Хаустов

Но при этом оценка уровня физической подготовки школьника, сдавшего нормативы, должна быть отражена в документе об образовании и учитываться при поступлении в вузы. А для пущего эффекта Путин предложил учитывать данные показатели и при оценке деятельности учебных заведений.

Как все это будет выглядеть на практике?

Глава государства поручил подумать об этом Министерству образования и науки. Уже через неделю Дмитрий Ливанов заявил, что его ведомство планирует подготовить свои предложения к маю 2013 года. "В августе примем окончательное решение, и уже в сентябре будет ясно, по каким критериям будет проходить зачисление в вузы в 2014 году", – пообещал министр.

В очередном "Дискуссионном клубе" мы решили обсудить: так ли необходимы российской молодежи нормы ГТО? Что мы почерпнули из прошлого опыта? Почему от него отказались и в каком виде должны возрождать?

Владимир Путин,
президент России:

Нормативы комплекса ГТО сдавали люди самых разных возрастов. Последние годы своего существования он "затерся", стал формальным, но все же работал и обеспечивал единую общедоступную систему оценки физического развития, задавал стандарт физической подготовки, был ориентиром.

Стандарты могут отпугнуть

Марина Игнатьева,
школьный педагог-психолог:

Я обдумывала эту инициативу президента с разных сторон, но так и не увидела в ней смысла. Просто я отношусь к поколению людей, которые эти нормы застали. Советская модель выполнения нормативов была просто ужасной. Я была абсолютно неспортивной, но при этом хорошо училась, была комсомолкой, лидером и так далее. И что же? От сдачи норм ГТО я только страдала, ненавидела физкультуру, а учителя так или иначе шли мне навстречу. Какой был смысл в этих мучениях?

По сути, что такое физическая культура в школе? Это прививка любви к действию, к своему телу. Как необходимость соответствия стандартам может пробудить эту любовь? Не представляю. Но, может, стоит использовать в данном вопросе индивидуальный подход. Я помню, с каким удовольствием мальчишки боролись за эти значки и какой мукой они были для девчонок. Например, если нормы ГТО будут направлены на выявление крепких и выносливых ребят, для того чтобы в дальнейшем помочь им найти себя, направить их в определенный вид спорта, – только благо. Ты сдал – у тебя хороший потенциал, вот тебе поощрение.

Пытаться же использовать норматив как попытку оценить то, как ребенок преодолевает определенный рубеж, невозможно. Любви к активному и здоровому образу жизни это точно не вызовет. Норм и так достаточно.

Научить не для галочки

Кристоф Ламри,
тренер футбольной команды "Рубин":

Я думаю, в возврате к ГТО нет смысла. Зачем эти метания гранаты и прыжки в длину? Ребенку такие формы оценки его умений могут быть просто неинтересны. Нормы ГТО, может быть, хороши разве что для школы как показатели работы. А детям это зачем? Спортивные ребятишки и так будут следить за своим здоровьем, а неспортивных такие испытания вряд ли привлекут.

По моему мнению, если уж ставить перед собой цель оздоравливать нацию, то нужно заботиться о том, чтобы все дети с интересом занимались спортом. Открывать спортивные школы, секции, кружки. Ребенок должен заниматься тем, что ему искренне по душе. Приведу пример. Мой воспитанник через полтора года после занятий футболом стал занимать призовые места на краевых соревнованиях по легкой атлетике. Он в свои 13 лет бросает гранату на 65 метров. А все почему? Потому что занимается тем, что любит.

К сожалению, я не верю в то, что можно решить поставленную задачу – сделать людей более здоровыми – исходя из требований. Да и потом я видел, как дети в России занимаются на уроках физкультуры. Не буду рассказывать подробностей, но это просто смех, а не занятия. Как с них после этого требовать нормативов, если уроки проводятся для галочки? Нужно сначала научить как следует, а потом спрашивать: "Почему ты не делаешь успехов?"

Силы нет, ума не будет

Василий Лопуга,
доцент кафедры здоровьесберегающих технологий краевого института повышения квалификации работников образования:

Нормы ГТО на самом деле до сих пор действительны, их никто не отменял. То, что их перестали использовать, – лишь иллюстрация того, как изменилось отношение людей к своему физическому здоровью. Спорт перестал быть чем-то престижным. Вдобавок ко всему в обществе распространился стереотип: спорт – помеха интеллектуальному развитию, "сила есть – ума не надо". А у государства, по сути, просто отпала потребность в заботе о здоровье граждан. Мы все вдруг сосредоточились на интеллектуальных достижениях, стали искать способы облегчить свои физические заботы, перекладывая их на технику и роботов.

В результате в стране сегодня сведено к минимуму число физически сильного и активного населения. Дети рыхлые, полные, менее подвижные, чем в советские годы. Кроме того, они перегружены информационно. Посмотрите: они под музыку выполняют домашнее задание, одновременно сидят в Интернете и успевают при этом отвечать на вопросы мамы из кухни. Все это не может не сказываться на успехах, в том числе в учебе.

На сегодняшний день доказано: человеческий мозг не в состоянии адекватно работать без энергетической подпитки, которую он получает от физической активности. Физкультура дает основание дополнительно глубоко и интенсивно развиваться. Поэтому современная образовательная система начинает использовать физическое развитие ребенка как инструмент, способствующий реализации его интеллектуального потенциала.

Начинаются разговоры о третьем часе физической культуры, дискуссии по поводу того, как именно проводить эти уроки... Однако на чем они основаны? Как таковых показателей нет. Все доводы держатся в первую очередь на эмперическом материале: здоровье людей ухудшается. Между тем нормативы – будут они называться ГТО или как-то иначе – позволят отслеживать уровень физического состояния разных возрастных масс.

И если уж мы говорим о том, что страна берет курс на социально-экономическое развитие, то это нельзя игнорировать. Тем более, в психике человека заложена потребность в оценке.

Однако если начать использовать нормативы ГТО как показатель конкурентоспособности, думаю, у нас не все абитуриенты смогут стать студентами и не все выпускники вузов смогут трудоустроиться. Поэтому не хотелось бы, чтобы вместе с оценкой начались какие-то реперессивные действия против "слабаков". На мой взгляд, лучше избрать систему поощрений: не ходил ни разу на больничный – выдайте премию. А наказывать смысла нет.

Опрос. Нужно ли возвращаться к нормам ГТО?

Владимир Савченко,
учитель физкультуры:

В детях очень сильна потребность объединяться по интересам. Им нравится достигать каких-то новых результатов, а потом делиться успехом с родителями и друг с другом. В этом вопросе возврат к нормам ГТО я считаю безусловным благом. Думаю, если как следует проработать и привести их в соответствие с изменившимися потребностями общества, это пойдет и детям, и обществу на пользу.

Олег Кобозев,
менеджер:

Нормы ГТО очень полезны были раньше, а возврат их сегодня просто необходим. Сегодняшние нормативы по физической подготовке не охватывают все население. Я вообще считаю, что не нужно ограничиваться только школьниками, поскольку не в сказке живем, а среди не всегда мирно настроенных соседей.

Ксения Романишко,
инженер:

Меня такая инициатива немного настораживает, потому что, подозреваю, все будет сведено к формальности и никакого вклада в оздоровление нации не внесет. А разговоры про учет показателей ГТО при поступлении в вузы меня вообще пугают – этим можно испортить жизнь многим молодым. И потом угроза коррупции сразу возникает: не будут ли покупаться эти "нормы ГТО"?

Людмила Михайлова,
домохозяйка:

Может, для мальчиков это в какой-то степени нужно. А девочкам-то зачем? Это не женское дело. У меня две дочери, старшая активно занимается спортом – фитнесом. Пробовала ее отговаривать, бесполезно. Я считаю это не женским делом.