апрель 16, 2013
Отом, что депутат АКЗС, бизнесмен и общественник Павел Нестеров стал региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей, стало известно еще в начале марта. Но до того момента, пока лично не увидит соответствующий документ, Павел Аркадьевич воздерживался от интервью. Когда это произошло, он приехал в редакцию "ВД". Беседа состоялась на прошлой неделе.
— Павел Аркадьевич, давайте уточним: вы уже официально назначены уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае?
— Да, распоряжением администрации края. На общественных началах.
— До назначения вы разговаривали на эту тему с губернатором?
— Именно на эту тему — нет. Но с первым вице-губернатором Сергеем Локтевым, курирующим предпринимательство, все проговорили детально. Была встреча и с федеральным омбудсменом Борисом Титовым, который также принял свое решение о моем назначении на общественных началах до принятия федерального закона. И вы знаете, что Александр Богданович еще на февральской сессии АКЗС объявил о создании института уполномоченного по защите прав предпринимателей в крае.
— Когда будет принят соответствующий федеральный закон, а за ним и региональный, что изменится в вашей работе и как она будет выстраиваться?
— Я не берусь утверждать, что именно я буду на тот момент уполномоченным. Решение примет губернатор по согласованию с федеральным уполномоченным.
На данный момент федеральный законопроект, регламентирующий деятельность уполномоченных по правам предпринимателей, принят Госдумой в первом чтении. Сейчас к нему уже есть много поправок. Базовые моменты таковы. Федеральный омбудсмен, входя в состав администрации президента, будет иметь достаточно серьезные полномочия, в том числе по выдаче предписаний органам власти при нарушении прав предпринимателей. Не важно, будь то органы местного самоуправления, региональная или федеральная структура. Но сегодня есть ряд вопросов. Например, у Генеральной прокуратуры. Потому что все надзорные функции, о которых я сказал, закреплены именно за органами прокуратуры.
Теперь что касается регионального уровня. В федеральном законопроекте есть статья 10, которая гласит, что на региональном уровне уполномоченный назначается главой региона и его деятельность, включая аппарат, будет финансироваться из регионального бюджета. В крае также будет действовать общественная приемная федерального уполномоченного по правам предпринимателей.
— Есть вероятность, что к вам на первом этапе может выстроиться очередь из предпринимателей. Какой должен быть оптимальный аппарат уполномоченного?
— В Башкоторстане, например, штат составляет 12 человек. В любом случае, в аппарате должен быть опытный юрист, специализирующийся на гражданско-правовых отношениях. Будут обращения, связанные и с уголовными делами. Точнее говоря, уже есть. Да и другие обращения уже идут, и с массой документации по заявлениям должны работать специалисты. Но лишнего персонала не должно быть.
— Что лично вы понимаете под нарушением прав предпринимателей? И как с этим дела обстоят в Алтайском крае в сравнении с другими регионами?
— Я контактирую с коллегами из других регионов и могу сказать, что по всей стране положение примерно одинаковое. На кого больше всего сетуют российские предприниматели? На надзорные структуры, на проверяющих. В большей мере это федеральные структуры.
В связи с этим возникает важный вопрос: сможет ли региональный уполномоченный влиять на принятие решений федеральными органами власти? Понятно, что проблематично, если это не будет обусловлено законом. Кроме того, согласно ФЗ № 131 органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Это тоже важный момент. Однако бизнес справедливо полагает, что его права должны быть защищены, причем не изматывающими судебными процессами.
— Понятно, взаимоотношения бизнеса и власти всегда были сложны. А если к вам придет предприниматель с жалобой на другого предпринимателя? И вы к тому же обоих хорошо знаете... В данном случае вы выступите мировым судьей? Или отправите их в третейский суд?
— Вы же знаете, что даже в семье бывает сложно рассудить, кто прав и неправ. Есть хорошее изречение: "Если не знаешь, как поступить, поступи по закону".
— Какие проблемы волнуют предпринимателей, которые обращаются к вам?
— Одно из последних было связано с барнаульским Центральным рынком. Там установили запрет на въезд на территорию. Другое обращение было от женщины, которую заставляют снести павильон на Социалистическом проспекте. На чью здесь сторону встать уполномоченному? Я считаю, что вопрос должен решаться не только им самим и не только росчерком его пера. Нужно независимое экспертное заключение, и опираться на общественное мнение мы обязаны. Но решать вопросы должны оперативно.
Один пример. Ко мне обратился районный предприниматель, владелец АЗС. Рядом с его заправкой конкурент поставил еще одну. Предприниматель считает, что его права нарушены, но уже проиграл все суды. Наверное, он по-своему в чем-то прав. Я обращаюсь в данном случае к экспертам Алтайского топливного союза. Они в теме, знают стандарты и нормативно-правовую базу. И они смогут сделать правильные выводы.
— Исходя из своих убеждений, за какие случаи вы принципиально не будете браться?
— Если поступит обращение, я в любом случае обязан буду разобраться, проанализировать и ответить заявителю.
— Какова ваша позиция в актуальнейшей на сегодня теме страховых платежей?
— Рано или поздно предприниматель тоже пойдет за пенсией. Вопрос в том, сколько и с чего он должен сейчас платить государству. Какую сумму? Предприниматели говорят о резком повышении страховых платежей. А соответствующий закон был принят еще в 2009 году, и тариф установили в 2012 году. Но наш брат-предприниматель возмущаться стал поздно. Выступать надо было тогда, когда закон только принимался. Но в любом случае проблему надо решать.
Какой размер платежа все-таки оптимален? Я считаю, что малодоходный бизнес в отдаленных территориях нагружать по такой схеме нецелесообразно. Я за дифференцированный подход. Сегодня от "ОПОРы России", например, есть предложение: для предпринимателей с доходом до 300 тыс. рублей сделать размер страхового взноса в размере одного МРОТ. А свыше 300 тыс. рублей — один МРОТ плюс 1% от дохода. Вот здесь инициаторам и законодателям надо все просчитать, чтобы обойти те же грабли. При разных спецрежимах налогообложения разное понимание дохода.
— Теперь о подакцизных товарах. В селах многие торговые точки закрываются, потому что им запретили торговать пивом и сигаретами. Понятно, что государство не вернется к либеральному режиму. А какие тогда есть варианты у предпринимателей?
— С одной стороны мы за то, чтобы не было асоциальных явлений и правонарушений, связанных с употреблением алкоголя. Я за то, чтобы мои внуки комфортно себя чувствовали в нашей среде. Да этого хочет любой родитель.
И вы правы, после введения ограничений пострадали именно мелкие предприниматели. Их доходность уменьшилась. И им нужно помогать, потому что предприниматель — это не просто экономическая единица, которую можно общипывать. Должны работать муниципальная, краевая и федеральная программы поддержки малого бизнеса. Кроме того, спрос на эту продукцию должен подкрепляться легальным предложением.
— Все-таки если представители местного пивного рынка, которые уже подготовили обращение и собрали подписи за продление времени продажи их продукции до 23.00, придут к вам, что вы им ответите? Да или нет?
— Еще раз повторю: прежде чем принимать решение, нужно все взвесить. В данном случае права предпринимателей не нарушены. Потому что ограничения введены в рамках федерального закона и закона Алтайского края. А вот условия для бизнеса надо корректировать. По инициативе отвечу: я за продажу до 22 часов, но я за очень жесткие санкции и ответственность при "левых" продажах и при правонарушениях, особенно в общественных местах.
— 15 апреля в крае впервые пройдет конференция "Бизнес-Успех". На ваш взгляд, что наиболее важно в этом мероприятии?
— Этим проектом занимается "ОПОРа России" при содействии администрации края. Само название конференции отражает часть сути проекта. С одной стороны, это продвижение в регионах предпринимательской активности, ее популяризация. Во-вторых, конференция затрагивает вопросы инновационного характера. В-третьих, на конференции будут поддержаны наиболее интересные и перспективные стартапы.
— У нас защитниками себя называют многие — вы, "Деловая Россия", АСП, Чернобровкин из прокуратуры края, Дешевых, Салдан... А кто тогда нападает? Где та армия?
— Это опять же к вопросу о том, на чью сторону вставать. Я себя всегда ставлю и с той, и с другой стороны. Так должно быть. Приведу житейский пример. По пути на совещание я перекусил в одном кафе. Последствия для организма были, мягко говоря, плохие. Как вы думаете, на какую сторону я бы встал? Я как потребитель был готов позвонить куда угодно, чтобы эту кафешку закрыли. А ее владелец — предприниматель — всегда хочет к себе должного отношения. И все-таки я против формализма и бюрократии. Уже сложилось устойчивое тривиальное суждение, что чиновник действует только из собственных интересов. Но если мы их совсем уберем, что будет с нами, потребителями?
О своем бизнесе
— Сейчас им в большей мере занимаются родственники. У нас есть сеть магазинов бытовой техники. По-прежнему занимаемся металлопрокатом. Есть предприятие "Рембыттехника" и с партнерами строительная организация. Еще сдаем в аренду коммерческую недвижимость. Я бы не сказал, что это все сильно продвинутый бизнес, но тем не менее это работает. Всего занято более 100 человек.
О Палате справедливости
— В Ульяновской области уполномоченный по предпринимательству Анатолий Сага уже года полтора в этой должности. В области создана Палата справедливости. В нее входят уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, уполномоченный по защите прав предпринимателей, представители Общественной палаты. Они совместно находят решения. Этот опыт интересен. Мы ведь понимаем, что есть экономический блок вопросов, социальный блок и т. д., поэтому учитывать нужно интересы всех.
Об истории в Доме быта
— Вы, наверное, помните случай на ул. Попова, 68, в Доме быта, где работали десятки предпринимателей. Противопожарная служба по решению суда приостановила деятельность объекта на 90 дней. А что это означает, когда у тебя есть срочные заказы? Я пригласил специалистов из Главного управления имущественных отношений, которое курировало этот объект, а также представителей противопожарной службы. Мы провели совещание, и вопрос оперативно был решен: нарушения устранили, и через три дня предприниматели, арендовавшие площади в этом здании, начали работу. К сожалению, значительно позже для малого бизнеса там не нашлось места.
О вредном формализме
— Сегодня бизнесу особенно сложно в отдаленных территориях. Как правило, это индивидуальный предприниматель, у него небольшой штат. Он сам и бухгалтер, и юрист, и продавец, и экспедитор... И я против того формализма и тех требований, с которыми к нему подходит государство. Я понимаю, что, например, полная аттестация рабочих мест нужна на производстве, там, где сложные условия труда. Но к небольшому офису подходы должны быть совершенно иными. И аттестация должна проходить по упрощенной схеме.
О пользе запретов
— Раньше я жил в поселке Южном. И наш подъезд дома примыкал к магазину в соседнем доме. В подъезде постоянно собирались: утром курили и сорили школьники, вечером распивали спиртное невменяемые люди постарше. Мы с жильцами собрали деньги и поставили дверь с кодовым замком, покрасили стены. Несколько человек не стали сдавать деньги, я просто за них заплатил. И все — в подъезде стало чисто и спокойно. Это был запрет. Надо было его вводить? Да.
Павел Нестеров родился 9 марта 1952 года в селе Залесово. До армии успел поработать воспитателем интерната Пролетарской восьмилетней школы. Отслужив, с отличием окончил энергетический факультет Алтайского политехнического института им. И. И. Ползунова (инженер-электрик).
Работал на предприятиях "Запсибэлектромонтаж", "Приборостроительный завод "Ротор", "Алтайкрайбыттехника", "Алтай БТ сервис". В феврале 1996 года организовал предприятие "ПРОМ’экс". Затем работа в Законодательном собрании края, и с 2012 года снова в бизнесе. Имеет государственные награды, в том числе почетное звание "Заслуженный работник бытового обслуживания населения РФ". Общественная деятельность: депутат АКЗС, в течение пяти лет возглавлял правление АСП, был председателем Общественного совета по предпринимательству при главе администрации края, председатель регионального отделения общественной организации "ОПОРа России" и т. д.