апрель 23, 2013
Максим Герасимюк
Олег Богданов
Снег сошел и обнажил унылые проспекты и улочки Барнаула, заполненные пустыми бутылками, банками и полторашками из-под пива. По иронии судьбы, именно в этот момент в верхах ведется жаркая дискуссия о том, пенного напитка. Защитники действующего временного ограничения (до 21 часа) утверждают, что благодаря "превентивным мерам" пить стали меньше. Я с этим не согласен, поскольку вижу наследие прошедшей зимы — в сугробах прятались горы пивного мусора. Для того чтобы навести порядок, не надо придумывать новые законы, нужно исполнять действующие.
Сначала было письмо участников рынка, которые . Его подписали на Алтае 10 тыс. человек. Закрыть глаза на это уже никак было нельзя, и на прошлой неделе в дискуссию о пиве публично ввязался вице-спикер АКЗС Андрей Осипов. Как истинный единоросс, он, конечно же, защищает уже принятые в парламенте ограничения на продажу алкогольной продукции (с 21.00 до 9.00). Но, стоит отдать должное Андрею Геннадьевичу, делает он это достаточно искусно, аргументированно и взвешенно, если не сказать трезво. Далеко не все представители "ЕР" в Алтайском крае сегодня умеют так вести разговор с обществом, многие вообще не хотят светиться в публичном пространстве. А вот Андрей Осипов не побоялся, взявшись за тему, в которой можно и захлебнуться.
Итак, уважаемый вице-спикер говорит, что после введения ограничений порядка на улицах стало больше, а пивных тусовок молодежи меньше. И в этом отношении Алтайский край следует мировым традициям, ведь за рубежом в вечернее время купить алкоголь также довольно проблематично. Что касается малого бизнеса, то вице-спикер считает, что лишние два часа никакой погоды для кассы предпринимателя не сделают. "Днем торговля пенным напитком разрешена и сейчас. Я не думаю, что предприниматель станет намного богаче от тех двух часов дополнительной торговли, о которой идет речь в обращении. Ведь, в общем-то, пить меньше не стали, стали брать с запасом! И об этом свидетельствует статистика: если раньше пиво разливали в мелкую тару, то сегодня пользуются спросом бутыли на два, три и более литров. Об этом говорят сами продавцы", — комментирует Андрей Осипов.
Еще один ключевой момент массового народного обращения — рост фальсификата и возвращение алкогольного рынка в 1990-е годы, когда водкой торговали из-под полы даже таксисты. Но и здесь Андрей Геннадьевич считает претензии в адрес законодателей абсолютно неуместными ("Ну, так, уважаемые, это вопрос не к нам, законодателям, а скорее к правоохранительным органам!")
По всем этим пунктам, как и по многим другим, я с Андреем Геннадьевичем согласен. Но не следует забывать еще кое о чем. Во-первых, апелляция к мировому опыту уместна, но тут надо помнить, что у НИХ имеется неотвратимость наказания за нарушение общественного порядка (коим является распитие алкоголя на улице). Классика жанра — сцена из кинофильма "Брат-2", когда герой Виктора Сухорукова связывает полисмена, сделавшего ему замечание. "Да ладно, я сам милиционер", — говорит бывший киллер Татарин. И в этой фразе — все торжество НАШЕГО российского правопорядка.
Во-вторых, попытка навести порядок с алкоголем на улицах путем ограничения его торговли — это рожденная нашими законодателями из Госдумы хромая утка. Закон наказывает тех, кто продает алкоголь, но не наказывает тех, кто прилюдно закладывает за воротник. Я веду речь о статье, которую сам называю "два по двадцать" (20.20), из Кодекса об административных правонарушениях за распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах. В ней четко прописаны довольно серьезные штрафы, которые, по идее, могли бы быть направлены на то же благоустройство города. Но данная статья повсеместно не применяется. Или применяется только в черте Ленинского проспекта, по которому проезжают высокие чины. Почему так происходит? Я не знаю, но готов переадресовать этот вопрос полисменам или законодателям. Правда, отвечать на него не хотят ни первые, ни вторые.
И, наконец, лечить в данном случае нужно не только предложение, но и в большей степени спрос на алкоголь. Предприниматели не дураки. Они давно уже придумали ушлые схемы обхода всех ограничений на продажу пива. Появляются какие-то странные мини-бары, павильоны становятся как бы пунктами общепита, где из еды только сухарики и орешки. А объявление: "Купите спички — пиво в подарок" — вообще стало ходячим анекдотом.
Так что, обращаясь в заключение к нашим законодателям, напомню им классическую фразу незабвенного Виктора Черномырдина. Но не про "получилось как всегда" — другую. "Нам никто не мешает перевыполнять наши законы".