Сергей Крюков рассказал о финансовой поддержке государством субъектов малого и среднего бизнеса

апрель 24, 2013

Уже почти девять лет "МСП Банк", дочерняя структура "Внешэкономбанка", реализует программу поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в регионах. При этом он не является классическим банком, а выступает в роли инфраструктурного банка развития — все свои программы реализует через партнеров на местах.

На прошлой Сергей Крюков, предправления "МСП Банка", посетил Барнаул в рамках площадки "Бизнес-успех" и рассказал корреспонденту "ВД" о том, как государственные деньги помогают поддержке МСП и почему кредиты предпринимателям пока не могут стать дешевле.

— С момента запуска Программы кредитования малого и среднего предпринимательства в декабре 2004 года "МСП Банк" профинансировал на Алтае 680 предприятий на общую сумму почти 4 млрд. рублей.

В Алтайском крае профинансировано 463 субъекта малого и среднего предпринимательства на общую сумму 3,538 млрд. рублей, в Республике Алтай — 217 МСП на общую сумму 355 млн. рублей.

В последнее время "МСП Банк" большую часть средств на Алтае инвестирует в приоритетные направления, в том числе в модернизацию, инновации, развитие энергоэффективных проектов. Так, банком в крае открыто на текущий момент финансирование на сумму 776,4 млн. рублей, из них 77% приходится на приоритетные направления (около 600 млн. рублей). В Алтайском крае на сегодня нами профинансировано 5 инновационных проектов на общую сумму более 28 млн. рублей.

— Значительная часть портфеля поддержки (43%) приходится на предприятия сферы услуг, 26% — на предприятия сферы торговли, 21% — на производственные предприятия малого и среднего бизнеса. При этом большинство кредитов, предоставляемых МСП в Алтайском крае, долгосрочные — свыше трех лет (69%), на сумму от 10 до 50 млн рублей (54%).

Сотрудничество постоянно развивается. Так, например, в конце прошлого года участником программы стала компания "Лизинг-Сибирь" из Бийска. Также активно сотрудничаем с "Алтайкапиталбанком", в том числе по направлению финансирования субъектов МСП, реализующих модернизационные проекты. Банк на территории края взаимодействует как с региональными банками (кроме "Алтайкапиталбанка" это "Зернобанк"), так и с крупными федеральными : ВТБ24, НОМОС-Банк, "Промсвязьбанк" и другими.

— В 2013 году запланировано выдать более 40 млрд рублей средств партнерам на поддержку МСП по всей стране. Объемы выделяемых ресурсов в крае будут зависеть от активности местных партнеров. Мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто готов оказывать поддержку МСП и соответствует условиям участия в Программе. Таким образом, необходимо вести речь не только и не столько о "планах" МСП Банка, сколько о желании и готовности наших текущих и потенциальных партнеров.

— Я бы отметил сравнительно высокую долю предприятий МСП в неторговом секторе — 74%. В то время как в целом по программе этот показатель составляет 67%. Это в свою очередь отражается и на специфике кредитов — алтайские предприниматели предпочитают брать кредиты на большие суммы, чем в целом по стране, и на более длительные сроки.

— Это не совсем так. Действительно, поддержка торговых предприятий не является для нас приоритетом, так как большинство таких компаний могут найти финансирование на вполне приемлемых для них рыночных условиях. Но важным для нас является также поддержка МСП в регионах со сложной социально-экономической обстановкой, моногородах — и в таких субъектах РФ мы готовы протянуть руку помощи предпринимателям, развивающим свой бизнес в сфере торговли. Главное для нас — развивать МСП во всех уголках страны, поднять в таких регионах уровень жизни, повысить конкурентоспособность локальных экономик.

— Нет, спрос на кредиты пока не падает, но все же эти риски мы учитываем. По прогнозам, сделанным нашим аналитическим центром, потери российского рынка кредитования малого бизнеса от роста ставок отчислений в Пенсионный фонд России, введенных с 2013 года для индивидуальных предпринимателей (ИП), могут превысить 50–60 млрд. руб. Оценка весьма условная, так как снимаются с регистрации все же в большей степени те предприниматели, которые мало пользуются кредитами. Поэтому приведенная оценка возможных потерь — это наиболее негативный сценарий.

Для общего объема рынка кредитования сегмента малого и среднего предпринимательства, который составил в прошлом году почти 7 трлн. рублей, это не так страшно, но проблема пенсионной реформы может заметно ударить по рынку микрофинансирования: ИП — это традиционный целевой сегмент именно для микрофинансовых организаций, особенно предприниматели с невысоким доходом, которые в меньшей степени интересны банкам как заемщики.

Для общего объема рынка кредитования сегмента малого и среднего предпринимательства, который составил в прошлом году почти 7 трлн рублей, это не так страшно, но проблема пенсионной реформы может заметно ударить по рынку микрофинансирования: ИП - это традиционный целевой сегмент именно для микрофинансовых организаций, особенно предприниматели с невысоким доходом, которые в меньшей степени интересны банкам как заемщики. Российский микрофинансовый центр оценивал его объем в 35-37 млрд рублей, а в части предпринимательских займов – в 18-20 млрд руб.

– Этот механизм уже давно отлажен. Хотя мы не исключаем, что будет ряд кредитных продуктов, когда мы будем финансировать конечного потребителя напрямую. Это может происходить через схему синдицированного кредитования, через гарантийные механизмы. В данном случае мы будем разделять с нашими банками-партнерами риски конечного заемщика.

Но такой способ работы будет очень постепенно вводиться. Ведь это дополнительная нагрузка на наш капитал, поскольку процент невозврата в среде конечных заемщиков выше, чем среди наших партнеров.

— Необходимо понимать, что "МСП Банк" напрямую предпринимателей не кредитует, а предоставляет поддержку через банки-партнеры и организации инфраструктуры, которые принимают на себя все риски по кредитованию субъектов МСП. Поэтому, когда предприниматель жалуется на "забюрократизированность процедур", он жалуется на недостатки (с точки зрения предпринимателя) процедур партнеров. Нам известно о таких жалобах, и мы стараемся взаимодействовать с партнерами в рабочем порядке на предмет прояснения ситуации и улучшения работы. Часто так называемая "забюрократизированность" является на самом деле нормальной работой кредитной организации по оценке финансового положения и деловой репутации предпринимателя.

Помимо этого мы обязали наших партнеров размещать информационные материалы об их участии в нашей Программе как на своих страницах в Интернете, так и непосредственно в офисах – для нас очень важно, чтобы как можно больше предпринимателей знало о возможности получить поддержку за счет средств МСП Банка.

— Условия по конкретному кредитному договору зависят от того, кто берет этот кредит и на какие цели. Так что в прошлом действительно могла сложиться ситуация, в которой один заемщик, к примеру, привлекал оборотные средства и делал это в рамках нашей программы, а второй брал кредит на покупку, скажем, коммерческой недвижимости за счет собственных средств партнера, и этот партнер предоставлял ему лучшие условия. Сейчас такая ситуация практически исключена.

— У нас введены ограничения по уровню процентной ставки для конечного заемщика. В программе выделены приоритетные направления, в число которых входят внедрение малыми и средними предприятиями инноваций, проведение модернизации и повышение энергоэффективности. По кредитам на эти цели ставка для конечного заемщика не может превышать 12,5% годовых. Эта ставка существенно ниже, чем по рынку (15–17%). Мы проводили опрос предпринимателей в прошлом году для исследования "Финансовое состояние и ожидания МСП", который показал, что сами субъекты МСП в среднем оценивают приемлемую для себя ставку примерно в 12,5%.

Если говорить конкретно про Алтайский край, тут у нас средняя ставка по портфелю немного выше и составляет 13,1%, находится в приемлемом для МСП диапазоне. В целом же по стране наша средняя ставка составляет 12,65%.

— Ожидать кардинальных изменений в ближайшее время не стоит. Все мы знаем, что банковский сектор во всем мире в непростом положении — вспомните хотя бы ситуацию с Кипром. Ставки привлечения для банков находятся на достаточно высоком уровне, особенно это касается долгосрочных ресурсов. Нашему банку для снижения ставки требуется дополнительное фондирование не с рынка (там оно достаточно дорогое), а от государства.

— Темпы роста экономики России продолжают замедляться. За январь-февраль ВВП прибавил лишь 0,9% в годовом выражении. Теоретически приток дешевых денег в экономику позволит простимулировать спрос, что повысит темпы роста ВВП.

С этим связано нынешнее давление на ЦБ. С одной стороны, замедление роста требует смягчения кредитной политики, но, с другой стороны, инфляция остается высокой (в марте — 7% год к году). Поэтому в целях стимулирования экономики необходим комплекс различных инструментов: снижение ставок, предоставление банкам дешевой ликвидности, ослабление курса рубля и т. п. Но нужно понимать, что во многом замедление ВВП обусловлено факторами, которые не зависят от политики ЦБ, например структурными проблемами российской экономики.

3% инноваций

- Да, по нашим оценкам, это не более 3-3,5% от рынка кредитов неторговому сектору - порядка 75 млрд рублей. В нашем портфеле сейчас инноваций на 4 млрд рублей, то есть мы занимаем 3,5% от этого рынка. Но при этом в прошлом году рынок такого финансирования составлял порядка 60-65 млрд. рублей, и наша доля на нем составляла не более 1,5%. То есть, во-первых, наша доля возросла в 2 раза, а во-вторых, нами было обеспечено порядка 15% от прироста этого рынка.

Нельзя сказать, что проблема только в том, что не заинтересован в инновациях малый бизнес. Финансирование инновационных проектов в сегменте малого бизнеса для банков в РФ также пока малопривлекательно. Прежде всего, это связано с низкой доходностью таких проектов, их сравнительно длинным периодом окупаемости и в целом высокими рисками кредитования. Но зачастую и сами предприниматели пока не умеют четко прописать параметры проекта – в итоге кредитору он не ясен и он отдает предпочтение более понятному проекту.

И объемы государственной поддержки данного сектора также пока незначительны: объем средств, направленных из федерального бюджета на поддержку инноваций, в 2012 году составил 745,4 млн рублей. Из них в форме субсидий – 608,8 млн руб., еще 119,3 млн руб - в форме грантов. Очевидно, что подходить к решению этой задачи важно комплексно.

МСП Банк как государственный институт развития видит свою задачу в том, чтобы сформировать "критический объем" рынка финансирования инновационных МСП, который станет базисом для устойчивого самовоспроизводящегося развития. Надеемся, наши усилия станут стимулом для других участников рынка к развитию инноваций в сегменте МСП. К сожалению, наши ресурсы достаточно ограничены – в целом на рынке кредитования МСП доля нашей Программы составляет менее 1,5%, но в этом приоритетном для нас сегменте рынка (инновации и модернизация) она выше в 5 раз (7,5%). И мы не собираемся останавливаться на достигнутом – в планах за следующие 3 года нарастить портфель таких проектов в два раза. По нашим прогнозам, доля Банка в этом сегменте, учитывая рост самого рынка, составит приблизительно 10%.

Но работы только МСП Банка недостаточно – необходимо подключение регуляторных механизмов со стороны государства для выравнивания структуры срочных заимствований. Важно также менять мировоззрение банков в отношении долгосрочного финансирования инновационных проектов МСП. Необходимо сформировать у российских банков понимание, что стратегически наиболее привлекательными клиентами-заемщиками могут быть производственные компании, обладающие собственными уникальными технологиями и методиками.

Квалификация проекта (инновационная составляющая) должна подтверждаться наличием у субъекта МСП как минимум одного из документов: прав собственности на действующий российский или международный патент на изобретение или полезную модель, лицензионного договора на использование российского или международного патента, письма-заявление от изготовителя (поставщика) оборудования, декларирующее, что в состав поставляемой системы  входят машины (оборудование), модельный ряд которых запущен в серию не более 5 лет назад. Все критерии подробно изложены на сайте Банка.

— Тут все просто — потребительское кредитование более маржинальное. Для банков этот сегмент более привлекателен. Основной источник поступления новых денег у банков в прошлом году — депозиты населения, ставки по которым высоки из-за сильной конкуренции. Привлекая "дорогие" ресурсы, банки зачастую испытывают сложности с фондированием корпоративных заемщиков. Кроме того, спрос на кредиты со стороны бизнеса рос более низкими темпами из-за опасений новой волны кризиса, тогда как потребители не проявляли особенного желания повысить норму сбережений.

О чем еще рассказал собеседник

О планах

— В 2013 году запланировано выдать более 40 млрд. рублей средств партнерам на поддержку МСП по всей стране. Объемы выделяемых ресурсов в крае будут зависеть от активности местных партнеров. Мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто готов оказывать поддержку МСП и соответствует условиям участия в программе. Таким образом, необходимо вести речь не только и не столько о планах "МСП Банка", сколько о желании и готовности наших текущих и потенциальных партнеров.

О прогнозах

— Мы полагаем, что в течение этого года рынок кредитования вырастет на 15–17%. Сдерживающее влияние на него может оказать политика Банка России в отношении формирования резервов (в том числе в части оценки "реальности" деятельности), а кроме того, ситуация с ликвидностью, которую пока сложно спрогнозировать. На наш взгляд, рост будет умеренным, так как пока не видно факторов, которые могли бы стать для рынка серьезными драйверами.

О микрокредитах

— Микрофинансирование по нашей программе в целом развивается достаточно активно — растет число партнеров, увеличивается портфель. В Алтайском крае результаты по этому направлению пока что скромные — по направлению МФО работают три наших партнера, которые заключили 35 договоров с МСП на общую сумму 19,2 млн. рублей. Но мы рассчитываем, что в ближайшем будущем эти показатели возрастут.

Справка

Сергей Павлович Крюков родился 9 ноября 1961 года в Москве. В 1984 году с отличием окончил Московский финансовый институт по специальности "Финансы и кредит". В банковской сфере с 1986 года, начинал в банке Внешнеэкономической деятельности СССР. С 1992 года работал в АКБ "Международная финансовая компания" (МФК). В 1998 году стал заместителем предправления "Росбанка", спустя год — членом правления "Дойче Банка". В 2002 году назначен на должность заместителя предправления "Автобанка", с 2003 по 2006 год занимал пост вице-президента "Внешторгбанка". В сентября 2006 года назначен председателем правления "Российского банка развития" (с апреля 2011 года — "МСП Банк").