На коляске? Уходи! Ратуя за права инвалидов, забываем делать пандусы

август 4, 2006

Если бы инвалида-колясочника Игоря Лысенко пригласили на конференцию "Комплексная работа с людьми, имеющими тяжелую степень инвалидности", прошедшую недавно в Барнауле, он бы рассказал много интересного.

И о том, как трудно колясочнику совершать вояжи за продуктами, и об отсутствии пандусов в поликлиниках и больницах и много чего еще. К нему бы присоединился адвокат Александр Ковалев, который не может присутствовать на слушаниях дел своих подзащитных, так как в суды колясочникам хода нет. Даже известный поэт-колясочник, редактор литературно-художественного журнала "Встреча" Николай Бажан сказал бы о том, каково это - не иметь возможности лишний раз выйти на улицу и заехать в библиотеку…

Журналисты "СК" просто прошли по улицам столицы края. Просто посмотрели на магазины и кафе, банки и библиотеки. Правда, с точки зрения человека с другими возможностями. Меньшими, чем у нас, умеющих ходить. А началось все с истории, случившейся с Игорем Лысенко.

Я такой же, как вы

Родной брат Игоря решил отметить день рождения в "Хаус-клубе ". Колясочник немного опоздал. Когда он въехал в холл, то заметил, как засуетились охранники. Вызвали администратора. Она спросила, как колясочник намерен подняться и зачем сюда пришел. Лысенко ответил, что легко справляется с подъемом по ступенькам, если что - друзья помогут, но она стала отговаривать. По мнению Игоря, аргументы выглядели несколько странно: в клубе не приспособлены туалеты, нет пандуса и вообще для инвалидов он не предназначен. В итоге администратор вроде бы "пошла на уступки". Предложила занести инвалида на руках и посадить на обычный стул за крайний столик у выхода. Коляску нужно было оставить внизу. Лысенко такого "приглашения" не принял и ушел.

"Чем я отличаюсь от вас? Только коляской. В остальном я такой же молодой человек, хочу веселиться, вести активный образ жизни. Я объехал полстраны, в самолете, поезде, санаториях никто никогда не чинил мне препятствий. И тут в родном городе - на тебе! Мне обидно. Да, я нагрубил, потребовал жалобную книгу. Просто в других заведениях персонал шел навстречу и всячески помогал", - говорит Игорь. Слова об активной жизненной позиции - не бахвальство. Лысенко освоил Интернет, занимается разработкой сайтов, запустил несколько авторских проектов. Сам переделал "Оку" с ручным управлением от одного рычага. Стал основателем клуба молодых инвалидов "Ирида" в Новоалтайске. Они выезжали на природу, ходили в кино, катались на теплоходе.

Сейчас Игорь судится с "Хаус-клубом". Хочет просто официальных извинений, а не каких-то денежных компенсаций. А еще есть у него мечта. Попасть в большой кинотеатр. Игорь верит, что все получится.

Сытый голодного не разумеет

"Проблема в том, что "у руля" социальных вопросов зачастую стоят люди, которые ситуацию изнутри не знают", - говорит Вера Волошина, руководитель Алтайской краевой общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства "Незабудка". Сейчас на рассмотрении в администрации города и края лежит их проект по созданию комплексного центра по работе с детьми, имеющими тяжелые формы инвалидности. Это место, в котором можно будет получить профессиональную комплексную помощь: и юридическую, и медицинскую, и психологическую. Займутся ли власти реализацией проекта, еще не ясно. А пока в "Незабудке" числится около 250 детей-инвалидов от трех до восемнадцати лет, и все они хотят полноценной жизни.

По мнению Веры Дмитриевны, проще перечислить места, куда может попасть инвалид-колясочник, а чтобы назвать учреждения, куда им доступа нет, можно взять какой-нибудь справочник и прямо по списку все перечислять. Например, Волошиной известны случаи, когда самостоятельно сооруженный пандус в жилом доме вызывал возмущение здоровых жильцов: мол, мешает. "Человек в коляске, живя в высотном доме, не может элементарно выйти на улицу воздухом подышать. Получается страшная ситуация: если ты инвалид - сиди дома", - говорит она, имеющая дочь-инвалида и знающая ситуацию изнутри.

Вера Волошина мечтает, что когда-нибудь в Барнауле, как в Москве, Самаре и Санкт-Петербурге, откроется служба социального такси. Инвалиды смогут заказывать себе специальную машину с водителем и волонтером, чтобы их доставили в больницу, поликлинику, помогли с переездом. А расходы за эти поездки взял бы на себя местный бюджет.

Закон и его исполнение иногда различаются

Прокомментировали ситуацию с Игорем Лысенко в Главном управлении Главалтайсоцзащиты так: "К сожалению, отсутствие высокого профессионализма и такта у сотрудников отдельных учреждений и организаций наносит ущерб и без того сложному социальному самочувствию маломобильных групп населения. За уклонение от исполнения предусмотренных федеральным законом требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной и других инфраструктур юридические и должностные лица несут административную ответственность согласно законодательству РФ, поэтому решение колясочника Игоря пойти в суд абсолютно обоснованно". Самой системой органов социальной защиты населения оказывается постоянная помощь и поддержка этой категории граждан. Помощь на дому, прогулки и т. д. осуществляются социальными работниками. В крае около 60 территориальных центров социальной помощи населению, которыми категория инвалидов-колясочников выделяется в работе как одна их приоритетных.


Решением проблемы доступа инвалидов-колясочников к социально значимым объектам озабочен и уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Юрий Вислогузов. От имени их структуры 18 июля были направлены запросы мэру Барнаула Владимиру Колганову и начальнику управления Алтайского края по строительству и архитектуре Александру Мишустину с просьбой предоставить информацию о практике обустройства в крае вновь строящихся, реконструируемых и существующих зданий социальной инфраструктуры и жилья пандусами для инвалидов-колясочников. Ответ ожидается.

Кстати, в городском комитете по архитектуре и градостроительству признают, что каждое здание должно быть приспособлено для всех категорий граждан, иметь пандусы и специальные лифты. Но, как мы видим, от реальности до пандуса долгий путь.

Куда ни глянь - хода нет

Журналистами "СК" были обследованы более 50 социально значимых объектов Барнаула. Это поликлиники, отделения Сбербанка, торговые центры, кафе, аптеки, отделения связи. Только в 21 из них есть при входе пандус. Причем в семь из этих учреждений инвалид-колясочник все равно не попадет. Причина - слишком крутой пандус или ступеньки внутри самого здания.

P.S. И все-таки повод для оптимизма есть. Кое-где про инвалидов помнят. Например, в некоторых барнаульских аптеках при входе установлены звонки, кроме этого персонал всегда готов помочь подняться. Есть и поликлиники с тем же методом работы. В новейших торговых центрах есть и пандусы, и лифты, а там, где последние отсутствуют, даже обещают провести реконструкцию здания. Дай Бог.

Мария СТРЫГИНА, Мария КОРЧЕВАЯ.