апрель 29, 2013
Для меня на прошлой неделе определенными открытиями стали два работника администраций Павловского и Поспелихинского районов. Они первыми открыто и честно признали, что сокращение числа индивидуальных предпринимателей после повышения страховых взносов несет для территорий крайне негативные и необратимые последствия. Такие выступления вообще не в духе чиновничьей братии, и до последнего времени тревогу били лишь сами предприниматели.
Павел Демин
Анна Зайкова
Лет семь назад в "Вашем деле" мы опубликовали материал под заголовком "Хабарские валенки". Это был заголовок-образ. А сам материал неплохо, как мне кажется, показал породу и повадки районного чиновника. Люди, отвечающие за развитие экономики в районе, в самой экономике ориентировались мало, не могли внятно сказать, например, какая фирма чем конкретно занимается и в каком она состоянии. Но посыл у них был несгибаемый — все отлично, и никакого негатива нет. Пожалуйста, вот вам циферки! При этом предприниматели стонали от неадекватных действий администрации, а в самом районе было единственное предприятие, имеющее статус промышленного, — пимокатная фабрика.
С начала 2013 года бизнес-сообщество только и говорит о последствиях повышения тарифов страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Сами ИП плавно закрываются. Представители власти, в том числе краевой, на первом этапе делали вид, будто ничего не происходит. Ближе к весне признали: да, некоторое сокращение числа ИП есть, но оно некатастрофично, свидетельства сдают в основном "нулевики", от которых бюджету проку все равно нет.
Сейчас чиновники оперируют конкретными цифрами. В Алтайском крае с начала года число ИП сократилось на 10%, из них половина — в январе. Этот показатель близок к среднероссийскому. В основном закрываются ИП, оказывавшие услуги. Так, в крае сдали свидетельства 1102 предпринимателя, работавших в транспортной сфере. В Барнауле за I квартал сокращение ИП составило 9,7%. Около 1 тыс. предпринимателей вели реальную деятельность и сдавали отчетность, но предпочли закрыться.
Эти данные на прошлой неделе . При этом, как лично я понял из услышанного, тревогу по поводу происходящего эти уважаемые люди не испытывают. Дешевых отметил, что снижение числа ИП и рост количества ООО — это вообще тенденция последний лет. В Бурлинском же районе вообще наблюдается прирост индивидуальных предпринимателей. Пугач сказал, что говорить об ущербе экономике рано, время покажет.
А теперь послушаем Антона Воронова, замглавы администрации Павловского района, где число ИП сократилось на 15% ИП: "Мы провели анализ всех, кто закрылся... Позакрывались люди из разных сфер, с разными сроками деятельности. Наш вывод: это зависело от повышения страховых взносов... Очень волнует эта ситуация. Очень волнует снижение активности предпринимателей. Очень волнует дальнейшая реализация программы поддержки предпринимательства". По словам Воронова, в I квартале 2012 года в районе зарегистрировались 237 ИП. В январе – марте этого года — 30. Предприниматели уходят в тень, а те, кто открывался по программам самозанятости, закрываются. Теперь кормить их должно государство. "Получается, что мы больше потеряли, чем получили", — сказал Воронов.
Теперь об ущербе экономике. Ольга Янцен, замглавы администрации Поспелихинского района: "Мы с 2012 года катимся вниз. У нас снизилось производство, уменьшились доходы населения. Мы уже 6 млн. рублей потеряли по сравнению с I кварталом прошлого года. А за этим, сами понимаете, что стоит. Я не могу заплатить за коммуналку, за питание детей, за другие социальные программы... Мы в 2012 году из числа безработных отобрали 47 проектов, люди зарегистрировались ИП, создали 74 рабочих места. Это много! А за четыре месяца этого года у меня два проекта. Это крах! Они не регистрируются, они вообще не идут! Закрылись 112 предпринимателей... От этого страдает бюджет".
Поспелихинский район недавно получил награду федерального уровня — "Золотой домкрат" от "ОПОРы России" за создание лучших условий для развития малого предпринимательства. Видимо, теперь на этот знак будет претендовать Бурлинский раон.