май 2, 2013
В апреле был принят Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд". Некоторые положения этого документа прокомментировал руководитель юридической фирмы "АБ".
Со слов федеральных экспертов, масштаб госзакупок и закупок госкомпаний огромен — в совокупности более 10 трлн. рублей, то есть около 20% ВВП страны. Это колоссальный рынок для бизнеса, для планирования им своей инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Госдума приняла закон о контрактной системе, который с начала 2014 года придет на смену ныне действующему закону № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Для начала несколько слов о действующем законе № 94-ФЗ. По идее разработчиков, его принятие было обусловлено желанием пресечь коррупцию в сфере госзакупок. В законе имеется четкая регламентация самой процедуры размещения заказа. Отбор поставщиков производится по критерию наименьшей цены, что, в принципе, привело к повышению конкуренции. Вместе с тем проблема с коррупционной составляющей не разрешилась. Наибольшее распространение в размещении заказов получили такие недобросовестные методы, как введение необоснованных критериев к поставщикам (когда под такие критерии попадает один или два поставщика); указание в контракте заранее невыполнимых условий (сжатые сроки; неразумные штрафные санкции) и некоторые другие.
В результате из-за того что некоторые поставщики работали явно по заниженным ценам, это сказалось на качестве выполняемых в рамках госконтракта работ.
Отметим, что новый закон, по замыслу разработчиков, вновь имеет серьезную антикоррупционную направленность. При этом в отличие от ныне действующего закона новый будет регулировать сферу закупок на всех ее стадиях: планирование заказа, размещение, исполнение контракта. По новому закону все государственные заказчики должны опубликовать свои планы закупок, а также планы-графики закупок на один год вперед (финансовый год).
Интересным представляется положение о нормировании закупок (требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров и услуг). Особенно отмечу, что нормирование также касается и предельной цены товаров, что должно исключить приобретение предметов роскоши. На этом фоне кажется немного странным, что неоднократная инициатива проекта "Роспил" (проект Навального по обжалованию коррупционных закупок) не проходит одобрения в Госдуме. Напомним, что инициатива касается установления предела максимальной суммы в 1,5 млн. рублей для закупок чиновниками автомобилей.
Закон устанавливает пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта: метод сопоставимых цен (анализ рынка), нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. Если срок контракта более трех лет, а цена свыше 100 млн. рублей, то контракт должен включать график исполнения.
Положения закона существенно расширяют перечень способов определения поставщиков, которые будут происходить конкурентным способом либо путем закупки у единственного поставщика. Среди основных форм — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений.
Интересно и новое понятие — антидемпинговые меры при проведении конкурса. Их суть сводится к тому, чтобы поставщикам было невыгодно искусственно занижать цену. Например, при понижении цены на 25 и более процентов (при максимальной цене контракта не более 15 млн. рублей) компания будет обязана предоставить заказчику финансовое обеспечение в 1,5 раза больше указанного в конкурсной документации, но не менее чем в размере аванса, если он был предусмотрен.
Кроме этого указывается, что любой контракт может быть признан судом недействительным, если должностные лица заказчика являются близкими родственниками владельцев или руководителями поставщика.
Отмечу, что многие вопросы закон дает на откуп другим нормативно-правовым актам, которые должны быть приняты дополнительно. Планируется, что только до конца текущего года должны принять около 40 таких актов.
И, конечно, нельзя не отметить, что полное тестирование работы закона будет проводиться в этом году в Алтайском крае.