май 1, 2013
Одной из самых обсуждаемых сегодня тем на рынке турагентов является вопрос регулирования. В качестве варианта решения не первый год рассматривают возможность создания туристических СРО. В стране уже зарегистрировано несколько таких организаций. При этом некоторые пока могут только размышлять о вступлении в такую структуру. На выставке "Турсиб-2013", прошедшей в Новосибирске, свои взгляды на этот счет изложил директор новосибирской фирмы "Гларус Люкс тур". В турбизнесе он работает больше 20 лет и замечает, что порядка в регулирующем его законодательстве до сих пор нет.
Что мы сегодня имеем? Мы имеем туротрасль, которой немного больше двух десятков лет. Но бардак, который творится у нас на рынке, не прекращается и всем надоел. Закон, призванный регулировать нашу отрасль, не работает в полной мере. Прежде всего потому, что он не работает в судах. В документе четко прописано: за турпродукт отвечает туроператор, за информацию о нем отвечает турагент. Но существующая судебная практика показывает, что суд гораздо чаще в первую очередь смотрит на Закон "О защите прав потребителей", а не на Закон "Об основах туристической деятельности". Поэтому все турагенты давно сами просят, чтобы правила работы на рынке стали понятнее, и готовы для этого "сдаться" всем административным органам.
Не говорю, что знаю стопроцентно верное решение этой проблемы. Но мои предложения такие. Первое. Выйти на Госдуму с законодательной инициативой обязать физические и юридические лица, задействованные в турбизнесе, стать членами саморегулируемой организации. Работа вне такой структуры должна стать незаконной. Их может быть много, они могут быть маленькими и большими, но они должны быть зарегистрированы как туристическое саморегулируемое объединение.
Если это осуществить, то нам никто не будет нужен. Ни Роспотребнадзор, ни неизвестные Марь-Иванны из администраций — мы сами наведем порядок. Но нам необходимы соответствующие законодательные инструменты. Надо регламентировать создание и регистрацию таких СРО, нужен отдельный подзаконный акт в сфере туризма. Например, установить правило: для пункта с населением менее 500 тыс. человек саморегулируемая организация должна состоять из 10 членов и более; для пункта с населением более
1 млн. человек состав СРО не должен быть менее 30 членов и т. д.Второе. Региональные СРО следует оформить как первичные ячейки на местах, подконтрольные общероссийской на базе Союза туриндустрии. Последнюю можно было бы наделить функциями лицензирования и, возможно, сертификации. Второе под вопросом, проблема сложная, но с лицензированием мы бы справились, я вас уверяю. Для этого надо ввести номерной бланк единой российской лицензии в головной московской СРО и разработать минимальные требования по этому документу.
В регионах список требований может быть шире, но не уже, чем установит главная ячейка. То есть, например, образуется такая организация из 20 членов в Новосибирске, в Барнауле, Томске, Екатеринбурге... В результате мы соберем несколько организаций, делаем в Москве съезд и регистрируем единую СРО. При этом ее решения будут первичны, как в коммунистической партии. И это должно быть в уставе.
Одновременно у ячеек на местах должна быть возможность не вступать в общероссийскую и остаться самими по себе. Ситуация с "Турпомощью", к которой теперь заставляют присоединяться всех выездных туроператоров, не должна повториться. На мой взгляд, это странно: общественная организация собирает деньги, туда обязуют вступать... По-моему, это даже противоречит Конституции.
Третье — введение в рамках саморегулируемых организаций материальной ответственности перед потребителем. Это следует делать на условиях, принятых общим собранием каждой конкретной организации.
И еще один момент. Не знаю, насколько это возможно, но, по-моему, было бы также логично пролоббировать приоритет Закона "Об основах туристической деятельности" перед Законом "О защите прав потребителей". Сегодня, хотя они имеют равную силу, в судах очень часто на наш отраслевой закон просто машут рукой. С этим тоже нужно что-то сделать.