май 7, 2013
О своем отце рассказывает Валентина Ивановна Гончаренко.
Мой отец Иван Карпович Авдась родился 1 июня 1905 года. Настоящий русский Иван, с доброй, широкой душой. Песенник, танцор, семьянин! Сын кулака – значит хозяин. Я (девятый ребенок) спрашивала его перед смертью: "А что бы ты, тятя, хотел в жизни?". Он ответил: "Все, что хотел, у меня в жизни было!.." Были красивые резвые кони, сани, добрая красивая жена, много счастливых деток. Ходил в церковь, в гости, вел хозяйство, радовался каждому цветочку, жизни. Умер Иван Карпович в 1984 году.
На фронт папа ушел с двумя сыновьями: Иваном (1924 года рождения) и Василием (1926 года рождения). Брат мой, Иван Иванович, вернулся с фронта инвалидом, без ноги. Он был очень творческим человеком. Занимался филателией, работал ведущим фотокорреспондентом в районной ключевской газете "Степной маяк". Женился на девушке, с которой познакомился на фронте, мы ее называли няней, Анна Ивановна Цыганкова-Авдась – офицер запаса авиационного полка, так же как и Иван Иванович. Они гордость всей нашей семьи.
Второй брат, Василий Иванович, 18-летним мальчишкой погиб в первом же бою на Украине. Очевидцы рассказывали, что их полк под команду "За Родину!" выскочил в атаку из окопа, и под залпами вражеских пуль тут же все и полегли с криками "Мама!..".
Папа от Кенигсберга двигался к логову врага на своей "катюше", о которой он всегда рассказывал с любовью (а я, будучи ребенком, все сокрушалась, почему он не взял меня поиграть с этой славной девочкой).
В Польше он попал в концлагерь Освенцим – это было, по его рассказам, намного страшнее самой войны. Замкнутое пространство, голод, паника, смерть, обреченность… В первую же ночь к нему подполз узник, который еще мог двигаться, и сказал, чтобы папа порвал на себе одежду и вымазался, чтобы его не съели его же соседи.
Полуживых узников под собачьим конвоем заставляли сжигать своих умирающих соотечественников: женщин, детей... Бежать, только бежать! Только с третьей попытки удался побег – спасительный лес, здесь его, полуживого, спасла милосердная пани лет 45. Она его и выхаживала.
В это время, осенью 1944 года, маме – Пелагее Ивановне – пришла похоронка. Дети не верили в гибель отца. Иван Иванович – инвалид, зная, что отец был в концлагере в Польше, конспирируясь и скрываясь, через местных жителей с большим трудом оты-скал отца. Трудно было всем: фронтовикам; оставшимся в тылу, постоянно голодным и холодным детям. Мы выжили, несмотря ни на что! Спасибо моей маме, которая вырастила достойных деток!
Низкий поклон моим родителям, фронтовикам, труженикам тыла! Помним, чтим, гордимся!
Лидия Леонидовна Багаева вспоминает родителей.
Леонид Степанович Целищев – мой отец, родился в 1905 году. Ушел на фронт из военной части Барнаула (где служил), домой забежал только попрощаться. Папа нес на ладошке свою младшую дочь до ворот, ей было всего 11 месяцев, старшей восемь лет, всего нас четверо детей.
У нас хранятся все письма с фронта и открытки от отца. Мама стирала, мыла, белила, носила воду на коромысле соседям, чтобы выжить. Она валяла валенки на пимокатной фабрике и сутками пилила лес для военкомата, нас оставляла на старшую сестру и соседку. Папа просил фото детей. Письмо с фотокарточкой пришло ему утром, папе сказали об этом, но было наступление – он не успел получить его, а ждал...
Было время, когда наступали и отступали. Его ранили в грудь 12 февраля 1942 года, ему было 36 лет, посадили около березы в надежде, что при отступлении заберут (как писали товарищи маме), но не получилось.
Письмо вскрыли после папы, на фото – штамп "проверено военной цензурой", и фото вернулось к маме. Мы росли, мама радовалась и плакала, когда нас принимали в пионеры, в комсомол,
все говорила: "Был бы жив отец..." Старшая сестра окончила педагогическое училище, брат – ремесленное, я – медицинское, младшая – торговый техникум.
Как маме было тяжело, мы только потом поняли. Ей было 64 года, когда ее не стало, у нас никогда не было дома мужчин. Мама каждый год 12 февраля пекла пирог с рыбой – папин любимый.
Мы, уже семейные, жили в разных городах и тоже 12 февраля пекли пирог с рыбой, когда мамы не стало. Я работала в 25-й школе фельдшером, у нас был Музей боевой славы, ребята очень любили здесь бывать, водить экскурсии из других школ. Здесь были встречи с бывшими фронтовиками (из городов и районов), они писали письма, поздравления к праздникам. В музее были стенды, столы, а на них каски, одежда солдат, фляжки, альбомы с фотографиями.
Вот я и решила узнать что-то еще об отце. Написала письмо по похоронке, он погиб под Смоленском, в деревне Ельня.Пришел ответ, что останки перезахоронены, и мой отец в списках братской могилы (Калужская область, Юхновский район, деревня Рыляки) ухаживают за могилой школьники и рабочие. У меня непонятное чувство, дрожь в ногах и руках, написала сестрам, брату, обошла родных и знакомых и рассказала в школе ребятам.
Написала письмо в ту школу, попросила, если можно, выслать фото братской могилы, мне выслали. Еще писали мне письма. Я выслала деньги телеграфом на венок ко Дню Победы. Мне опять пришло фото: дети несут венок, и надпись на ленте, как я просила: "Папе, дедушке от дочерей, сына, внуков".
Так мы держали связь около трех лет. Я посылаю теперь только открытки ко Дню Победы. Решила еще раз послать письмо, выслала ксерокопии фотографий, которые у меня остались после войны, и открытку от отца, думала, это будет интересно детям, но нет.
Я снова написала в военкомат: может, школу закрыли? Пришел ответ: "Все на месте, наверное, те дети выросли". Написала в школу, мне ответили, что писем от меня никогда не получали и
поздравлений тоже. А кто получал их? И еще написала директор школы, что если я вышлю фото отца, то, возможно, они пополнят экспозицию.
Я отправила фотографии заказным письмом с уведомлением. Сейчас жду, когда появятся открытки с Днем Победы на почте, снова отправлю.
Напоминаем место построения колонны "Бессмертного полка". Мы приглашаем всех, кому дорога память о фронтовиках-победителях, сформировать наш полк 9 Мая в 9.30 на площадке перед бывшим кинотеатром "Россия" (пр. Ленина, 71). Возьмите фотографию своего героя и приходите на построение. Дружной колонной мы пройдем по проспекту Ленина, по площади Советов до ул. Димитрова, затем по ул. Димитрова до пл. Сахарова где состоится праздничный концерт. Напоминаем, чтобы встать в строй, нужно изготовить транспарант с фотографией вашего солдата или с его именем и фамилией, если фото не сохранилось. Транспарант делается по единому образцу.