май 14, 2013
Каждый год изобретатели Алтайского края могут поведать о своих разработках миру на барнаульской "Ярмарке инноваций". На этот раз 29–30 апреля она приняла новый размах: сменила площадку технического университета на Дворец зрелищ и спорта и пригласила участников со всей Сибири. Там разместилось на 45 проектов больше, чем в прошлом году, — 119. Редакция газеты "Ваше дело" тоже решила подойти к освещению этого мероприятия нестандартно.
В Барнауле открылась "Ярмарка инноваций".
Олег Богданов
Мы прогулялись между стендами с сибирскими инновациями с алтайским предпринимателем Олегом Шелудяковым, совладельцем компании "Полимерпласт". Опыт общения с участниками предыдущих форумов показал, что многие из новых технологий спотыкаются на пути внедрения в жизнь. Шелудяков — один из основателей крупнейшего производителя изоленты в России и призер конкурса инновационных компаний Барнаула – 2011. Мы пригласили его, чтобы он оценил представленные в этом году проекты с точки зрения их перспективы реализации на практике.
Уговаривать замдиректора "Полимерпласта" не пришлось. Он быстро согласился, сам провел корреспондента по набитому гостями Дворцу зрелищ и прокомментировал наиболее интересные, с его точки зрения, разработки.
Представляем новую технологию трубы для водоотведения в домах, в которых нет центрального водоснабжения. Уникальность — в новой конструкции раструба. Она делает стенку трубы тоньше при лучшей прочности. В обычных трубах в конструкции нет раструба, а без него половина толщины стенки стачивается под резьбовое соединение. Поэтому место, где резьба заканчивается, самое слабое у всех труб. У нашей трубы теперь нет слабых мест. Планируем запустить серийное производство уже в конце мая. Заказов много со стороны буровиков Алтайского края и Новосибирской области. Другие виды труб поставляем в крупные города России. В крае непросто приучать потребителей к нашим трубам из НПВХ (непластифицированный поливинилхлорид), они привыкли к другим полимерам. В Европе давно отошли от полипропилена.
Проект этой компании получил поддержку краевой администрации в 2 млн. рублей и занял первое место на конкурсе "Бизнес-успех" (моя компания также участвовала в нем, но только вышла в финал). Они единственные в Барнауле делают поливинилхлоридные трубы, притом хорошего качества. Почему только они? Потому что спрос не настолько велик. Он, конечно, есть, но сегодня на одну купленную трубу из НПВХ приходится 1 тыс. труб из полипропилена. Ведь любая инновационная продукция в любом случае дороже менее прогрессивных аналогов. Компания, которая занимается такими разработками, вкладывает свои средства. "Росал" вложил в свои трубы 20 млн. рублей. Как вы думаете, как они будут эти инвестиции возвращать? Конечно, через покупателей.
Развиваем сервис в Новосибирске, Барнауле и Бийске. Он позволяет подобрать попутчиков по произвольным направлениям, т. е. сэкономить на поездках и найти друзей. В поиске партнеров используются сведения из соцсетей или из профиля пользователя на сервисе. Чтобы отыскать попутчика, нужно воспользоваться приложением соцсети "ВКонтакте" либо мобильным приложением сервиса. Там в поиск забивается направление и время выезда, все. Проект заработал год назад, идее три года. За четыре месяца этого года в Красноярске было зарегистрировано 15 тыс. поездок. Аналог "ВПути" есть только на Украине, называется "Подорожники". Сейчас он отходит в сектор B2B, мы же будем развивать сервис все-таки для обычных людей.
Еще 14 лет назад в Германии студентом я пользовался похожими услугами компании "Митфартцентрале". Там мне находили попутчика, сообщая: завтра приходите туда-то, номер машины такой-то, едете с тем-то. Стоимость поездки — 20 дойчемарок (такая же на поезде — 50 дойчемарок). В данном случае мы видим отечественную разработку на более высоком технологическом уровне с интеграцией в соцсети и возможностью сэкономить на поездках для миллионов россиян. А главное, тут обеспечивается безопасность: это не автостоп.
Нашей разработке, новой технологии брикетирования углеродосодержащих материалов, 10 лет. Когда на химпредприятии производится кокс, получается много так называемой коксовой мелочи, которая не востребована на рынке. Наша технология позволяет комковать эту "мелочь", получая крупные куски, которые могут частично заменять кокс и использоваться как нормальное топливо. Пара наших установок уже работает в Кузбассе. Сейчас в Кузбассе миллионы тонн коксовых отходов. И компания по закону за ущерб экологии платит по нескольку миллионов рублей в месяц. Поэтому использовать наши установки ей выгодно.
У себя на предприятии я реализую программу ресурсосбережения. Эти ребята делают, по сути, то же самое, только в области энергетики. В Германии это давно норма, но у нас такие вещи пока подаются как инновации. Чтобы это изменить, нужно, чтобы у нас цены на бензин стали как в Европе. Поэтому брикетирование, безусловно, перспективный путь. Но куда он в нашей стране приведет, непонятно. Что такое две установки в Кузбассе? Вот когда их там будет 4 тысячи, другое дело. На своем предприятии я перерабатываю три тонны вторичных пластиковых материалов в день. Но жители Барнаула ежедневно выбрасывают на свалку 100 тонн пластиковых отходов...
Мы занимаемся производством светодиодного освещения. Продукция востребована во многих государственных и коммерческих структурах. Мы уже участвовали в ярмарке в прошлом году и заняли призовое место. В этом году новшество заключается в креплении, светодиодной плате светильников. При тех же параметрах она позволяет снизить себестоимость продукции в два-три раза. Само использование таких светильников позволяет в 11 раз снизить расходы на освещение.
Год назад по телевизору президент России Дмитрий Медведев заявил, что надо применять энергосберегающие источники света. И сказал, что федеральный бюджет выделяет несколько миллиардов долларов на развитие ртутных ламп. Я чуть не упал: как на это можно выделить столько денег, это ведь прошлый век, давно развивается светодиодная техника. Проходит месяц, и Медведев говорит: извините, мы ошиблись, деньги надо было направить на светодиоды... То есть у нас на уровне президента нет понимания, что является актуальным, что нет. Предмет инновационной деятельности в России является вторичным, первичны деньги, которые уходят неизвестно куда. Но теперь направление явно востребовано и поддерживается на федеральном уровне, и за этим будущее. Я лично использую светодиодное освещение как дома, так и на своем предприятии.
Мы выставляемся с несколькими проектами. Вот, например, ультразвуковой сенсор. Реагирует на сжатие, прикосновение. Это научно-исследовательская работа моей ученицы, она собирается ее продолжить. Разработка может применяться, например, для измерения уровня воды. Скажем, вы наполняете водой большой бак, и нужно это сделать до определенного уровня. На нем вы устанавливаете сенсор, и при заполнении водой до нужной отметки датчик подаст вам об этом сигнал.
С технического творчества все начинается. Я в свое время занимался им сам, ходил в кружок радиолюбителей. Это на всю жизнь определило мое будущее, связанное с техническим производством. Сегодня этим занимаются энтузиасты. Они не получают доходов, но работают самоотверженно. К слову, помочь детскому техническому кружку может каждый. Я уже предложил Журавлеву какие-то из разработок внедрять и испытывать у меня на заводе.
По определению Олега Шелудякова, "инновация — элемент новизны, который улучшает качество нашей жизни". Однако в России пока немного желающих вкладываться в это качество; большинству не до инноваций. Как говорит предприниматель, долгое время главным инвестором в инновацию должен быть потребитель; если он не будет на это готов, не найдется и того, кто инновацию воплотит. "Лампочка накаливания стоит шесть рублей, такая же светодиодная — 600 рублей, и какое-то время так и будет стоить, — говорит он. — Но это приведет к тому, что через десяток лет светодиодная лампочка тоже будет стоить шесть рублей". Пока же даже покупатели изоленты самого Шелудякова в ответ на вопрос: "Вам хорошую или отличную?" — отвечают: "Похуже и подешевле".
больше всего проектов на форуме инноваций представили в номинации "Энергоэффективность и энергосбережение": 49 штук.