май 14, 2013
Мартовские итоги развития банковской системы страны анализирует (по итогам вышедшей недавно статистики Банка России) главный эксперт Центра развития госуниверситета Высшая школа экономики. Его выводы звучат так. Основной вклад в рост объемов кредитов нефинансовому сектору экономики внесли частные банки. Прирост портфеля розничных кредитов продолжил свое замедление, снизившись до уровня декабря 2011 года. Общий объем средств в распоряжении предприятий сократился, а доля средств населения в структуре обязательств банковской системы увеличилась. Ежемесячный доклад приводится с некоторым сокращением.
С одной стороны, про такие месяцы, как март, писать очень легко, так как ничего, что требовало бы переосмысления, не происходит. Все тенденции сохраняются. Происходят только небольшие флуктуации отдельных показателей, в сумме не дающие оснований для далеко идущих выводов. С другой стороны, приходится более внимательно вглядываться в основные показатели, пытаясь понять, а насколько текущие тенденции устойчивы, выискивая малейшие признаки грядущих перемен.
Объем средств, предоставленных банками предприятиям реального сектора экономики, в марте вырос на 1,1%. Отметим, что это самый низкий показатель прироста "год к году" с марта 2011 года. Совокупный кредитный портфель госбанков увеличился на 0,8% (минимум с мая 2011 года), частных банков — на 1,6%. Прирост кредитов населению составил 2,15% (минимум с декабря 2011 года). Здесь частные и государственные банки показали практически одинаковые темпы прироста.
Также в марте объем средств в распоряжении предприятий сократился на 1,3%. При этом депозиты продолжили свой рост (на 1,1% месяц к месяцу), в то время как остатки на расчетных счетах снова сократились, причем сразу на 3,3% (месяц к месяцу). В результате объем средств предприятий реального сектора, которые можно считать "избыточными", продолжал находиться на уровне чуть выше 1,1 трлн. рублей. Доля рублевых остатков в общем объеме средств предприятий снизилась до 76,8%, вернувшись на уровень годичной давности.
Прирост депозитов физических лиц в марте, как и месяцем ранее, составил 2,3%. Госбанки нарастили депозитные портфели на 2,7%, против 1,7% у "частников". Доля срочных депозитов во всех вкладах населения в последние три месяца не меняется и находится на уровне 82%. Это свидетельствует о наличии определенного потенциала для ценовой конкуренции за деньги вкладчиков, все еще держащих средства на текущих счетах.
В качестве примера посмотрим на ситуацию с привлечением средств населения в срочные депозиты. Здесь можно выделить несколько разных взаимодействующих факторов. Прежде всего это замедляющиеся темпы розничного кредитования. Глядя на этот процесс, можно предположить, что розничные банки, основу пассивной базы которых как раз составляют депозиты физлиц, перестанут предъявлять высокий спрос на них, что приведет к снижению процентных ставок. С другой стороны, если предположить, что ухудшение общеэкономической ситуации вызовет падение не только потребительского спроса, но и рост неплатежей по существующим кредитным портфелям, то такие банки, напротив, будут заинтересованы как минимум в удержании существующих держателей вкладов. Произойдет это хотя бы по той простой причине, что в условиях снижения входящего денежного потока по погашаемым кредитам банкам необходимо будет иметь средства для возврата депозитов, закрывающихся по сроку.
И это не говоря об оттоке средств, ныне лежащих на текущих счетах под символические ставки. Кстати, об этих средствах. Нельзя не отметить, что их доля в общих вкладах населения пока находится на достаточно высоком уровне. Это говорит о том, что граждане не вполне простимулированы существующими процентными ставками, чтобы переложить дополнительные средства на фиксированный срок. То есть и с этой точки зрения банкам есть ради чего повышать текущие ставки по депозитам. Но тогда у них вполне может реализоваться процентный риск в случае сколь-нибудь скорого снижения ставок в экономике. Правда, учитывая текущие риски и непрекращающийся отток капитала, на периоде в несколько ближайших месяцев в столь светлую перспективу верится с трудом. Но в дальнейшем не исключен такой сценарий.
Более того, не стоит забывать про столь мощный фактор, как государственная политика, выражающаяся как в политике Банка России, принудительно ограничивающего рост ставок, так и в затянувшейся эпопее с повышением суммы страхового возмещения, что также искажающим образом действует на рыночную конкуренцию. Ведь в случае перемены позиции госорганов направление части денег потенциальных вкладчиков может измениться. Получается, что сложившаяся ситуация может характеризоваться как "неустойчивое равновесие", которое может быть нарушено в любой момент. Но куда и в какой момент качнется чаша весов, остается только гадать.