май 15, 2013
Эксперт Национального института системных исследований предпринимательства опубликовал на сайте организации статью, в которой в очередной раз затронул актуальную сегодня тему повышения ставки страховых взносов для ИП.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании "ФБК", написал в "Газете. Ru" о профнепригодности российской власти. Не обсуждая правоту автора, приведем один важный пример из этой статьи: "В качестве иллюстрации возьмем совсем свежий пример: решение с 2013 года повысить вдвое социальные страховые платежи для т. н. самозанятого населения, в результате которого сотни тысяч предпринимателей уже закрыли свое дело. Проблема дошла до самого высокого уровня. Разбираются. А ведь ошибочность такого решения была вопиюще очевидна. Но очевидна не для тех, кто принимал решение. Ни для правительства, ни для депутатов, ни для президента. Ведь что произошло: налоговая нагрузка (которую в 2012 году и президент, и правительство обещали не поднимать до 2018 года) была увеличена в самый неподходящий момент, когда экономика скатывается в рецессию".
Надо сказать, Игорь Николаев очень четко поднимает проблему 243-ФЗ. Есть, безусловно, никуда не годный закон, который не был нормально просчитан во время подготовки. О том, почему он был принят нашими парламентариями, можно не говорить вообще: Госдума и Совет Федерации могут и не такое принять, если в правительстве скажут "надо". Вопросы могли быть только к правительству: чего ради при дефиците ПФР далеко за 1 трлн. рублей принимается закон, цель которого добавить в бездонные закрома ПФР не более 50 млрд. рублей? Кто проводил анализ последствий этого "выдающегося" нормативного акта? Видели ли эти люди хоть когда-нибудь живого предпринимателя?
Но ладно, недодумались, не посмотрели заранее. Но когда за три месяца официально закрылись 300 тыс. ИП, можно было задуматься?
Нет, конечно, президент дал поручение найти компромисс по размеру страховых взносов для ИП. И депутаты "Единой России" внесли в Госдуму аналогичный по смыслу законопроект.
Разумеется, против снижения платежа выступают Минфин и Минтруд, но дело даже не в них. Вот на стороне мелкого бизнеса выступили Минэкономики и Минсельхоз. Причем МЭР предлагает поделить предпринимателей на две категории. Для самых маленьких ИП — с доходом до 568 тыс. рублей в год — размер платежа предложено вернуть на прежний уровень, считая его с одного МРОТ. Для второй категории — более доходных предпринимателей — предлагается тот же платеж плюс 1% от суммы превышения порога в 568 тыс. рублей. И тут возникает вопрос: что принесет малому бизнесу такое деление? С самыми бедными все понятно — их вернут в прежнее состояние, разрешив зарабатывать себе на хлеб, но без масла. А что будет с теми, у кого годовой доход превышает 568 тыс. рублей?
Эксперты партии "Яблоко" уверены: в зависимости от вида бизнеса и выбранной предпринимателем налоговой системы рост фискальной нагрузки на них составит от 15% до 200%. Предприниматели, уплачивающие налог с оборота, будут отдавать государству не 6%, а 7%, то есть на 15% больше.
Рост нагрузки для предпринимателей, выбравших уплату налога 15% с разницы между доходами и расходами, чаще всего это предприятия сферы торговли, будет зависеть от маржинальности их бизнеса. Например, при средней "накрутке" в 4% фискальная нагрузка вырастет на 200%. При "накрутке" в 15% (торговля продуктами) рост платежей в бюджет составит 50%.
В итоге спасение ИП от непомерных сборов оказывается наибольшим ростом фискальной нагрузки на них за последние годы. Абсурдность действий правительства, по-моему, ясна всем, кроме самого правительства. И, разумеется, депутатов Госдумы, которые внесли на рассмотрение своих коллег фактически проект Минэкономразвития с некоторыми своими поправками. Так, в депутатском варианте порог дохода предпринимателя, выше которого применяется комбинированная ставка платежа (фиксированный взнос плюс 1%), снижен до 300 тыс. рублей (видимо, чтобы жизнь малиной не казалась). Для более мелкого бизнеса размер фиксированного платежа, исчисленный из базы одного МРОТ, составит 19 425 рублей (хоть на чуть-чуть, да больше, чем было в прошлом году).
Очень может быть, что после принятия этого варианта в тень стремглав бросятся все те, кто этого еще не сделал, ожидая милостей от власти. И лично я этих людей прекрасно понимаю.