Сессия как сессия

сентябрь 6, 2006

Депутаты голосовали слаженно и быстро. Хотя ничего особенно яркого не произошло

На 27-й сессии крайсовета 31 августа депутаты приняли Закон "О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае", пожалев, что он не может быть строже, чем федеральный. Горячо обсудили тему качества питьевой воды, решив в следующем году принять программу по улучшению водоснабжения жителей края. Утвердили новую должность - уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае. Проголосовали за Закон об инновационной деятельности, который устанавливает льготы для предприятий, внедряющих у себя новшества. На наиболее важных, на наш взгляд, темах остановимся подробнее.

За первые шесть месяцев доходы бюджета превысили запланированные доходы на 824 млн. рублей. Хорошо собирали налоги в крае, и из Москвы поступило на 5% больше, чем ожидали. Львиную долю профицита депутаты распределили еще до ухода на летние каникулы. Остальное решили пристроить на сентябрьской сессии, увеличив дотации муниципалитетам и отдельные статьи целевой инвестиционной программы.

Возможно, к тому времени в казну поступит еще сотня-другая незапланированных миллионов. А пока отдельные представители народа вели "пристрелочные" разговоры.

Так, руководитель Бийского онкологического диспансера просила денег на закупку современного оборудования для специализированных лечебных учреждений. Главный врач краевого онкодиспансера жаловался на нехватку средств для питания больных. Проблема возникла, потому что фирмы, поставляющие продукты в больницы, не соблюдают условия конкурсов, взвинчивают цены. Для решения этого вопроса , председатель аграрного комитета крайсовета, в очередной раз предложил создать региональный продовольственный фонд, из которого можно будет снабжать государственные учреждения продуктами по твердым ценам.

Тот же Золотухин попросил поскорее выделить крестьянам 150 млн. рублей кредитов, чтобы закупить горючее для уборки, поскольку все сроки уже проходят. А его заместитель предлагал комитету по финансам администрации более прозрачно готовить отчеты о расходовании бюджетных средств: по бумагам выходит, что статья "Сельское хозяйство и рыболовство" профинансирована на 278% от плана, а на деле крестьяне получили чуть.

На фоне перевыполнения плана по трансфертам из краевого в местные бюджеты немало статей оказались "обиженными". Например, администрация края только на 20% от годового плана освоила средства на субсидирование процентов по кредитам, которые берут предприятия для развития производства. В том числе не используются средства на субсидирование части процентной ставки участникам лизинговой деятельности.

Спикера крайсовета особенно возмутило слабое финансирование целевых программ по развитию АПК. Агарное лобби в начале года много говорило об их необходимости. Но когда программы приняли и даже нашли к июню для них деньги, выполнение затянулось. По итогам восьми месяцев, техническое перевооружение сельского хозяйства профинансировано на 34%, поддержка сельхозпроизводства в отдаленных и горных районах - на 23%, а кадровое обеспечение - на 0%. В Главном управлении сельского хозяйства краевой администрации эти цифры объясняют тем, что расходование бюджета принято планировать равномерно. На деле основные бюджетные траты (компенсации части затрат сельхозпроизводителям) приходятся на вторую половину года, когда хозяйства предоставят в ГУСХ документы, подтверждающие целевое использование своих затрат. Поэтому и отставание.

Пройдя в хорошем темпе 45 вопросов основной повестки дня, депутаты на десерт оставили подготовку ЖКХ края к зиме. Почти час ушел на обсуждение этой темы.

Из доклада начальника краевого Управления по ЖКХ и газовому хозяйству следовало, что ремонт и замена теплотехнического оборудования идет примерно в прошлогоднем темпе. С углем та же картина: заготовлено 17% от годового плана, или 82% от нормативного 45-дневного запаса.

Не хватает мазута, а тот, что есть, плохого качества. В 14 районах нет угля. Иванов объясняет это тем, что новый федеральный закон усложнил условия проведения конкурсов на поставку топлива, в результате тендер состоялся поздно. Однако главный коммунальщик края не снимает ответственности и с глав районов. Например, в предгорном Чарышском районе уже заготовили угля до марта, а в Троицком чего-то ждут.

В этом году угольный тендер отличался от предыдущего не только затянутыми сроками, но и составом победителей. Бывший лидер поставок ЗАО "Сибирьэнергоуглеснаб" (СЭУС) год от года сдает позиции. Этой осенью компания намерена продать только 6 тыс. тонн. Нынешний конкурс выиграли ОАО "Кузбассразрезуголь" (291 тыс. тонн) и ЗАО "Алтайпрофсервис" (282 тыс. тонн).

Депутаты высказывали озабоченность тем, что взамен испытанного партнера, каким является СЭУС, появляются новые поставщики. Смогут ли они выполнить условия тендера? Масла в огонь подлило выступление депутата и гендиректора СЭУС Алексея Мельникова. Алексей Витальевич сообщил, что "Кузбассразрезуголь" (КРУ) продал на ближайший месяц свой уголь за рубеж. Отпускные цены у КРУ на 20% выше, чем заявленные на конкурсе для алтайских потребителей. Выходит, "кузбассовцы" демпенгуют, чтобы выдавить с рынка СЭУС? В ответ Иванов сказал, что не может нарушить условия конкурса, несмотря на свою любовь к СЭУС.

По просьбе "СК" руководитель пресс-службы "Кузбассразрезуголь" Степан Дубков прокомментировал опасения Мельникова: "Наша компания добывает в год 44 млн. тонн угля и может себе позволить продавать топливо дешевле, чем посредники. Себестоимость добычи тонны угля марки ДР на наших разрезах - 450 рублей. Алтайским потребителям от посредников он достается в среднем по 800 рублей. О каком демпинге вы говорите? Нашей компании больше 40 лет. За это время мы ни разу не нарушили условий поставок".

Отдельно депутаты обсуждали ситуацию на крупных объектах энергетики. По мнению начальника краевого Управления по промышленности и энергетике Виталия Ряполова, наибольшую обеспокоенность вызывает ситуация на ТЭЦ "Алттрака".

Сегодня его имущество предано в аренду новому предприятию ООО "Рубцовская ТЭЦ". Для финансирования его работы "Алтайсбербанк" выделил кредитную линию на 140 млн. рублей. 90 млн. рублей из них пойдет на уголь, остальное - на ремонт оборудования. Ряполов считает, что необходимое количество котлов и турбин к середине осени ремонтники подготовят. С углем сложнее: сбербанковских денег не хватит, чтобы пережить зиму. Недостающие суммы, по мнению Виталия Андреевича, надо искать в карманах потребителей, активизировав расчеты МУП "Рубцовские теплосети" с "Рубцовской ТЭЦ".

Кроме того, краевая администрация пытается убедить собственников тракторного завода - компанию "РАТМ" - вложить средства в развитие теплоцентрали.

На ТЭЦ "Алтайские гербициды" (Яровое) ситуация не лучше: не хватает денег на уголь. В настоящее время его запасы - недели на три работы станции. Но если администрация города возьмет кредит под гарантии краевого бюджета (такие договоренности достигнуты у мэра Нины Мартыновой с вице-губернатором Яковом Ишутиным), а в "Алтайхимпроме" будут, как обещали, гасить долги "Алтайскими гербицидам", то к зиме ситуация нормализуется.

Депутаты так не играют

Еще в июле в АКСНД поступил протест прокурора края Александра Кочергина на принятый на майской сессии крайсовета Закон "О размещении и организации деятельности игорных заведений на территории Алтайского края". В соответствии с ним игорные заведения не должны размещаться ближе 500 метров от социально значимых объектов.

По версии прокуратуры, принятый закон противоречит положению "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", утвержденному постановлением правительства РФ от 15 июля 2002 года № 525. Этот документ устанавливает перечень ограничений для размещения игорных заведений. Прокуратура считает, депутаты неправомерно расширили перечень ограничений для размещения игорных заведений (включив в него жилые дома, остановки общественного транспорта, учреждения торговли и общепита). И закрепленный ими "500-метровый барьер" также выходит за рамки установленных на федеральном уровне ограничений.

На августовской сессии КСНД депутаты рассмотрели вопрос о протесте прокурора края и приняли решение - отклонить протест прокурора как безосновательный.

- В соответствии со статьей 72 Конституции РФ административное право, вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, а также вопросы воспитания, образования и культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, - сообщил депутат Юрий Шамков, отметив, что на федеральном уровне нормативной базы по игорному бизнесу до сих пор не создано. Федерального закона, который устанавливал бы общие правила организации и размещения игорных заведений, нет.

В итоге депутаты пришли к выводу, что у прокурора нет оснований считать Закон "О размещении и организации деятельности игровых заведений на территории Алтайского края" расширяющим перечень мест, запрещенных федеральным законодательством для размещения объектов игорного бизнеса.

Прокуратура с доводами депутатов не согласилась и готовится оспорить решение КСНД в суде.

Евгений ШУМИЛОВ, Иван ВЛАСОВ.