Лучшие в Алтайском крае педагоги рассказали о себе, своих достижениях и заботах

май 23, 2013

Весной на Алтае выбрали лучших учителя, классного руководителя и воспитателя детского сада. Осенью они представят наш регион на федеральных конкурсах. Мы попросили педагогов-лидеров рассказать немного о себе и своих достижениях и заботах.

Впервые за семь лет конкурса на Алтае выбрали именно учителя года, а не учительницу.

26-летний Алексей Лисин преподает основы информатики и информационно-коммуникационных технологий в лицее № 124 всего три года.

– Мои родители не были учителями, однако большинство родственников так или иначе связаны с педагогической деятельностью. Вот и я решил выбрать для себя этот путь. Никто особо не отговаривал, однако, не скрою, многие относились к такому решению весьма скептически: "Как? Ты решил стать учителем? А больше-то ничего попробовать не хочешь?" Сегодня для моих сверстников в профессии учителя нет главного – престижа, – говорит Алексей. – Я надеюсь, что моя работа в том числе станет вкладом в то, чтобы изменить ситуацию.

– Расскажите о своих "вкладах" подробнее. Какими они должны быть, на ваш взгляд?

– Составляющих очень много. Начинается все с внешнего вида. Я в последнее время стал спрашивать у новых знакомых, кем, по их мнению, я работаю. Оценивают строгий костюм и предполагают, что я либо банковский служащий, либо работник администрации. Никому, увы, даже в голову не приходит, что я учитель. Мне хочется, чтобы люди, глядя на опрятно и по-деловому одетого человека, говорили: "О, вот учитель идет". Ведь еще в начале ХХ века профессия учителя была одной из самых почетных и уважаемых.

Многое зависит от отношения общества и коллег. Когда молодой человек после университета приходит работать в школу, ему нужна прежде всего поддержка. Ведь в вузах не учат заполнять все эти бумаги, правильно работать с родителями... Это очень непросто. И именно столкнувшись с такими трудностями, очень многие педагоги уходят из школы спустя год или два. Нужна поддержка, ведь чем больше молодых специалистов будет в профессии, тем лучше.

Прогресс идет

– Что скажете о своих учениках? Чему они вас научили?

– Творчеству. Современные дети, несмотря на то что мы принадлежим чуть ли не одному поколению, далеко ушли вперед. У меня первый персональный компьютер появился в девятом классе, а сейчас подростки к девятому классу знают иной раз даже больше, чем им предложено образовательной программой. Некоторые темы, например работа в текстовом редакторе, в связи с этим просто теряют актуальность. Также дети быстро осваивают появляющиеся гаджеты и учатся с ними работать. Конечно, у всего этого есть и негативная сторона: подростки очень много времени проводят в виртуальном мире. Увлекаются играми, социальные сети в Интернете предпочитают живому общению. Помню, пришел работать первый год, а меня сразу давай спрашивать: почему вас нет "ВКонтакте"? Я завел аккаунт – стали валом добавляться в друзья. Но общаемся по деловым вопросам: обмениваемся информацией, я им могу для подготовки к экзамену выложить, они – свою сделанную работу и так далее. Но кроме прочего, молодежь сейчас активно увлекается спортом. Любят современные направления танцев, турники, воркаут. Это здорово. Мы с парнями из класса, который я курирую, ходим играть в настольный теннис.

– А ваши старшие коллеги так же охотно осваивают технические новинки?

– В этом вопросе все непросто. С одной стороны, в том, что касается оснащения школ, все вроде бы хорошо. Уже через пять-шесть лет, когда федеральные образовательные стандарты нового поколения будут внедрены во всех учреждениях, большая часть школ будет оснащена прекрасным оборудованием. Однако, когда приходят новые программы, многие педагоги не в состоянии освоить их самостоятельно, несмотря на богатый опыт и стаж работы. Если вовремя грамотно не объяснить ту или иную новинку, возникает проблемная ситуация. Причем учителю не хочется ее преодолевать. Мол, лучше я сделаю это на бумажке, как привык. Так спокойнее. Эту ситуацию мы наблюдаем во многих образовательных учреждениях. И это не вина учителей. Им в силу возраста и принадлежности к другому поколению нужна помощь.

Учитель в законе

– С сентября в силу вступает новый Закон "Об образовании". Сейчас в крае обсуждается ре­гиональный закон. Вы участвуете в дискуссии? Что хотели бы предложить?

– За свою практику я заметил, что учителя с политикой не особо дружат. Я не исключение. Также нам тяжело отстаивать свои интересы с этой точки зрения. Причем даже в самом остром сегодня вопросе – в отношении зарплат. Учителя в большинстве своем не умеют за себя бороться и тем более конфликтовать. То, что зарплата невысокая, всем понятно, однако сегодня говорят: кто хочет, тот может зарабатывать. Я могу рассказать, как это происходит на практике. Ставка учителя – 18 часов – оценивается в четыре с половиной тысячи рублей. Можно прожить на такие деньги? Нет. Я, понимая это, увеличил нагрузку до 30 часов, и, как вы понимаете, не от хорошей жизни. Плюс другие обязанности взял на себя: сайты и так далее. Прибавьте к этому отчетность и время на подготовку к уроку – требования-то к педагогу немалые. Какой итог? Острая нехватка времени, высокая утомляемость. Учителю нужно платить такую зарплату, чтобы он мог работать на ставку и полноценно жить, оставлять время на себя и семью.

Опрос

Ирина Суворова, учитель истории гимназии № 53, победитель конкурса "Самый классный классный-2013". 

Педагогический стаж: 15 лет. 

Главное профессиональное достижение: победа в этом конкурсе. А вообще, я считаю достижением то, что я выбрала эту профессию. С детьми очень интересно работать, всегда чувствуешь себя молодой. 

Качества, которые нужно сформировать в ребенке: доброта, уважение, толерантность. 

Чему научили дети: жить не только для себя, быть искренней, настоящей. 

О своем классе: у меня замечательные дети. Есть мальчик с ДЦП, несмотря на то что он учится на надомном, 70% уроков он посещает в школе. Дети прекрасно к нему относятся, поддерживают. Недавно он представлял наш класс на конкурсе чтецов стихотворений. А скоро мы с ним вместе будем праздновать в классе свои дни рождения.

Наталья Сорокина, музыкальный руководитель детского сада № 85, г. Бийск, победитель конкурса "Воспитатель года Алтая-2013".

Стаж: 10 лет.

Главное достижение: любовь и уважение родителей и детей.

Чему научилась у детей: доброжелательности.

О воспитанниках: музыкально одарены практически все дети.