сентябрь 13, 2006
“Алтайские мед, дикоросы и другие продукты, которые есть только у вас, - это те самые реальные возможности роста, которые вы не используете”, - считает профессор Высшей школы экономики (Москва) Андрей Кузьмичев. Побывав недавно в Барнауле, он рассказал “СК”, за счет чего возможно алтайское “экономическое чудо”.
Перспективнее Красноярска
- Сейчас наступила эра новой экономики, когда капитализация бизнеса растет не за счет производства, а за счет сервиса, - считает Андрей Кузьмичев. - Производство постепенно становится вторичным. Можно построить второй “Норникель”, можно сделать еще что-то, но это уже никому не нужно.
Тот же Красноярск не будет “экономическим чудом”, как бы этого ни хотели, потому что взял ориентир на развитие крупного бизнеса. Крупный бизнес в условиях глобализации в первую очередь финансовых рынков очень подвержен рискам. Мне ближе версия аналитического центра “Эксперт-Сибирь”, который утверждает, что Алтай перспективнее. Другой вопрос, что здесь сложнее создавать инфраструктуру рынка. Если она будет создана, то возможности региона резко возрастут.
Мода на здоровье
- За счет чего можно развиваться Алтайскому краю? Я считаю, что здоровый образ жизни и все, что с этим связано, - именно через это возможно алтайское “экономическое чудо”. А не через какие-то экономические успехи, связанные с разделом бюджетного пирога. Модели бизнеса во всем мире меняются стремительно, глобальный рынок уже сложился, и сейчас проще изготовить продукт там, где есть технологии и дешевая рабочая сила. К тому же здоровый образ жизни - это не просто мода: это тенденция как общества, так и рынка труда, особенно в крупных мегаполисах.
Если вы посмотрите на все мировые бренды, то и они стали ориентироваться на здоровый образ жизни. В Европе модна “органика” - выращивание и продажа продуктов по экологически чистым технологиям в регионах с хорошей экологией. Если Алтай перейдет на такую технологию, у него не будет конкурентов. За таким продуктами и пойдут в край большие деньги.
Учитесь продвигать
- Но уникальный продукт мало произвести, его еще надо уметь продвигать. Возьмем, к примеру, мед. В Москву его в основном поставляют из регионов Северного Кавказа, Брянска, Санкт-Петербурга, северо-востока России. А уникальный алтайский мед практически не представлен. Я уже не говорю о дикоросах, бальзамах и других ваших продуктах. Да, они присутствуют в аптеках, но… Вашим продуктам не хватает четкой бизнес-модели. Если говорить о сегментации рынка ваших товаров, то, например, часть из них можно с успехом продвигать через фитнес-центры, а сегодня - это стремительно развивающийся рынок. Почему бы не создать алтайским компаниям комплекс с интригующим названием "Алтайское долголетие"?
Самая главная беда алтайских производителей - отсутствие бренда. Я прошел практически по всему Ленинскому проспекту в Барнауле и до сих пор удивляюсь: почему во всех торговых точках продается "один и тот же" мед? Вернее, тара для меда одна и та же. Та же песня с алтайскими сырами. Бренд - это нематериальный актив, но стоит он очень дорого, и мировые лидеры бизнеса массу инвестиций вкладывают в защиту своего товарного знака. А кто на Алтае защищает алтайские товары?
Прочь стереотипы
- Словом, нет смысла жить стереотипами: “У нас нет ресурсов, нет уникальных производств, нет того и того”. Все у вас есть - надо только посмотреть по сторонам, понять, чем вы отличаетесь от других, и развивать то, что у вас уже есть. В той же Европе появляются новые точки роста. Стокгольм превратился в инновационную столицу Европы и центр притяжения всех интеллектуальных и финансовых сил. Так же, как и Ирландия.
Справка “СК”
Андрей Дмитриевич Кузьмичев - профессор кафедры экономической методологии и истории Государственного университета - Высшая школа экономики, профессор Высшей школы бизнеса МГУ им. М. Ломоносова. Доктор исторических наук. Эксперт Российского гуманитарного научного фонда. Ведущий колонки "Новинки книжных развалов" ежедневной общероссийской деловой газеты "Ведомости".
Подготовил Олег КОПЫЛОВ.