Для жителей Италии Россия — единственная страна в мире, где нет кризиса

май 29, 2013

В феврале этого года в Милане в рамках международной выставки BIT обсуждалась идея назвать 2014 год годом перекрестного туризма Италия – Россия. И повод для этого более чем очевиден, во всяком случае, для итальянской стороны. Так, в 2010 году каждый десятый турист, посетивший Италию, был из России. За два года объем российского турпотока вырос примерно на 40%, и сейчас Апеннинский полуостров ежегодно посещает порядка 800 тыс. наших сограждан. Весной текущего года я стала частью этой статистики. Безусловно, от обилия и качества достопримечательностей здесь можно легко получить синдром Стендаля. Но тем не менее у автора этих строк нашлась возможность присмотреться и к тому, как живут в этой стране наши эмигранты и что значит для Италии российский турист.

По мнению итальянцев, Россия — единственная страна в мире, где нет кризиса. Такое реноме наша страна получила благодаря редкостной среди прочих туристов расточительности. И речь идет не об олигархах, а о вполне бюджетных туристах, останавливающихся в отелях 2–3 звезды и путешествующих преимущественно в рамках турпакета. Наши легко отовариваются в брендовых бутиках и едва ли не единственные, кто ужинает в многочисленных итальянских палаццо, чьи собственники открыли такой доступ к произведениям искусства ради заработка. Ради удовольствия сфотографироваться и радостно поматериться с высоты почти птичьего полета в большей степени именно российские туристы платят за подъем на лифте на смотровые площадки соборов и башен. Европейские же, японские и американские туристы поднимаются пешком, но бесплатно, пусть и на высоту 100–160 метров.

Надо ли говорить, что при таком подходе к туризму российских путешественников в Италии обожают?! Поэтому повсеместно есть русскоговорящий персонал, иметь который считает должным едва ли не любое заведение, ориентированное на туристов. Да что там заведение: по-русски способны объясняться даже многочисленные гастарбайтеры из стран Африки, буквально оккупировавшие юг Италии. Их, кстати, здесь столько, что сами итальянцы говорят: "Юг Италии — это уже север Африки".

Но вернемся к русским. Без знания русского языка устроиться на работу в любую из туристических итальянских Мекк крайне сложно. Не поможет даже безукоризненное владение английским: англоговорящие туристы не тратят столько денег. И потому, несмотря на высокий показатель безработицы в стране, российские эмигранты на Апеннинском полуострове — желанные сотрудники.

Недостатка в российской рабочей силе в Италии нет. Сколько здесь реальных российских эмигрантов, не знает никто: многие, уезжая, не меняют гражданства, существенная часть оседает в стране нелегально. И все эти люди не подпадают под официальную статистику миграции. И тем не менее даже с учетом этих "провисов" в статистике Италия из года в год входит в топ-10 стран, куда наши соотечественники уезжают на ПМЖ. За пару недель представилось немало случаев увидеть, кто эти люди и что они обрели в этой стране. Сложилось впечатление, что некоторые явно спутали туризм с эмиграцией и, борясь за выживание, позабыли о красотах, ради которых когда-то сюда приехали. Но многие с удовольствием приняли расслабленный образ жизни итальянцев и довольны тем, что имеют.

Российские шалости

Не претендуя на полнейшую объективность, можно отметить: многие эмигранты — с высшим образованием и богатым профессиональным опытом. Немало — с учеными званиями. В Италии чаще всего оседают на юге страны, так как более цивилизованный и обеспеченный север осаждают внутренние мигранты, ищущие лучшей доли. Устраиваются наши домашним персоналом, промышляют уборкой квартир, заняты в гостиничном сервисе или в торговле. Едва ли не половина работает, равно как и живет, нелегально. Но контролирующие органы не пугают, кажется, никого: проверки бывают крайне редко, особенно на юге.

Наиболее удачно в Италии устраиваются те россияне, которые владеют итальянским на элементарном уровне (так называемый уровень А2 по европейским стандартам) и разговорным английским. В этом случае нашим сотрудникам будут рады в шоу-румах и дорогих бутиках, на рецепции приличных отелей, их примут в качестве гида или ассистента на российском направлении туризма. В силу специфики визита в Италию автору более всего довелось общаться с представителями данной категории иммигрантов, поэтому можно остановиться на особенностях их работы подробно.

Итак, эти дамы и господа работают и живут в стране официально, но "за это" имеют весьма скромную и нестабильную зарплату. Однако у многих есть возможность получать "сверху". Например, ассистент туристической группы, призванный помогать туристам в расселении, оформлении на экскурсии и во время трансфера, обычно собирает с экскурсантов деньги не у места получения услуги, а заблаговременно. И неопытные туристы в стремлении побыстрее решить свои оргвопросы, при этом переплачивают до 50%. Например, в Венеции днем аренда гондолы на 40 минут обойдется в 80 евро за всю лодку — это шесть посадочных мест. Ассистент, отмечая, что непосредственно на причале гондол, вероятно, не окажется — спрос-то высокий на романтику, — выражает готовность забронировать водный транспорт заранее, конечно же, исключительно из одного только хорошего отношения к своим туристам. В результате туристы оплачивают гондолу исходя из стоимости 100–120 евро и, только оказываясь на причале, выясняют денежный эквивалент своей оплошности. Угадайте, у кого оседает разница между реальной стоимостью лодки и той суммой, которую собрал ассистент? Как говорят немецкие и американские коллеги российских ассистентов, такие хитрости в случае с их туристами окончились бы плохо: туроператора бы засудили, а сам хитрец надолго лишился работы. Но славяне прощают эти шалости своим соотечественникам, и потому с годами ситуация только усугубляется.

Если в Германии или Швейцарии гидами на экскурсиях часто выступают коренные граждане с хорошим знанием русского, то в Италии на 99% это русские иммигранты. Многие периодически проходят что-то вроде курсов повышения квалификации (на итальянском), осваивают новые программы — и все это за свой счет. Если к обилию знаний имеется определенная харизма, то гид довольно быстро становится звездой и с лихвой возвращает вложенные в себя средства. Телефонный номер проводника в мир искусства и архитектуры туристы передают из рук в руки и часто арендуют гида не на одну экскурсию, а на все время посещения того или иного города. Это, конечно, подработка, которая идет в дополнение к сотрудничеству с туроператорами, поставляющими туристов пачками. Однако такие подработки, как и у ассистентов, порой приносят куда больший доход, чем официально оформленный труд.

Черта бедности

Официально трудоустроенные иммигранты — "элитная" категория наших переселенцев — часто имеют зарплату, аналогичную той, что есть у самих итальянцев: от 800 до 1300 евро. Что касается остальных, а их больше, чем лингвистически продвинутых, то они зарабатывают существенно меньше и проводят жизнь в борьбе за существование. Даже с учетом благоприятного климата, не требующего шуб, зимней резины для автомобиля и оплаты отопления шесть месяцев в году, прожить здесь весьма непросто, даже если не платить налоги, чем и занимается с разным успехом все население страны.

Российские переселенцы активно посещают всевозможные ярмарки, позволяющие купить продукты подешевле. Но и это часто не помогает им сделать существенный скачок за черту бедности в позитивную сторону. Собственно, это неудивительно: при царящих в туристических городах ценах, а только там и можно найти работу, прожить семье на 1200 евро сложнее, чем в Барнауле на ту же сумму в рублевом эквиваленте. Ведь в Италии ко всем прочим затратам добавляются плата за образование детей, медицинские услуги и прочие статьи расходов, возникающие из-за нелегального положения в стране и/или отсутствия гражданства. Поэтому нет-нет да и бегают наши в католические благотворительные организации за бесплатными обедами и ночлежками, где делят приют с упомянутыми приезжими из Африки.

Как отмечают многие наши соотечественники, в Италии очень быстро пропадает трудовой энтузиазм. В первые годы эмиграции они проявляют чудеса трудоспособности, но потом, поняв, на какую сумму и как здесь можно выжить, наши расслабляются, подражая редко напрягающимся итальянцам. Релаксу способствует классический рабочий график, предполагающий обеденный перерыв с 12.00–13.00 и до 16.00–16.30. При этом рабочий день начинается в 8.00, а кончается не позже 19.30, если, конечно, речь идет о работе с фиксированным графиком.

При таком не особо напряженном трудовом режиме итальянцы и подключившиеся к ним россияне, наслаждаясь солнцем и красотой вокруг, очень любят пожаловаться на кризис. Некоторые даже устраивают иногда пикеты, заявляя о невозможной бедности, до которой их довело правительство. Последнее пока предпочитает не "закручивать гайки", а пробует стимулировать местное население к труду за счет обострения конкуренции с иммигрантами, открывая им все новые возможности. Так, в апреле этого года впервые в истории Италии в состав правительства вошла темнокожий министр-женщина родом из Конго, возглавившая Министерство международного сотрудничества и интеграции. И ранее известная своими проектами за права иммигрантов из других стран, сейчас она поставила перед собой задачу добиться права получения итальянского гражданства лицам, родившимся на территории Италии, вне зависимости от гражданства их родителей, и отмены закона о признании нелегальной иммиграции преступлением.

По мнению коренных жителей Италии, сложно представить себе ситуацию, которая заставит их изменить любимому образу жизни и начать пахать с утра до ночи. Поэтому они ищут любые варианты, позволяющие им получать необходимое без вложения больших трудозатрат. Последним по хронологии новшеством стали воскресные бартерные рынки, которые начали свою работу в Милане с мая текущего года. Проект запущен по инициативе национальной конфедерации фермеров, взволнованных устрашающей статистикой. Так, по последним данным, семь из 10 жителей Италии вынуждены ограничивать себя в приобретении продуктов питания либо покупать низкосортные товары. Теперь по воскресеньям в северной столице Италии можно приобрести продукты и вина из разных регионов Италии, расплачиваясь не деньгами, а вещами: обувью и одеждой, часами и предметами искусства, книгами и игрушками. Нашим меняться особо нечем, так что приходится хоть немного больше, чем резидентам, но работать. Кому-то — для того чтобы просто выжить, а кому-то — чтобы в относительном бытовом благополучии наслаждаться уникальными красотами, ароматами и вкусами солнечной волшебной Италии.

Справка

Синдром Стендаля— психосоматическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Такие симптомы проявляются, когда человек находится под воздействием произведений искусства, соответственно синдром возникает в месте их сосредоточения: музеях, картинных галереях. Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля, описавшего в книге "Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио" свои ощущения во время визита в 1817 году во Флоренцию: "Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным…"

Факт

По данным ВЦИОМ, каждый пятый житель России хочет покинуть свою страну. При этом 6,5% общего числа потенциальных эмигрантов предпочитают Италию, отдавая должное образу жизни в стране, красоте и климату.

Согласно данным института Martin Prosperity (Турин), в мировом рейтинге городов с наибольшей концентрацией миллионеров 30-ю строчку занимает Рим. Здесь проживают 1130 человек, владеющих состоянием от семи нулей. В общей сложности в Италии 1892 миллионера с активами на сумму свыше $ 30 млн.

По оценкам Istat, безработица в Италии в феврале 2013 года составила 11,5%, за год показатель вырос на 1,1%. Число безработных в стране составляет 2 млн. 950 тыс. человек. В России, согласно отчету Федеральной службы госстатистики, численность безработных в феврале 2013 года составила 4 млн. 337 тыс. человек. Это около 5,8% численности экономически активного населения.