Аполитичная связь. В мобильном телефоне будет все, кроме пылесоса. Пока

сентябрь 21, 2006

Николай Прянишников, исполнительный вице-президент компании "ВымпелКом" (Москва) - из той категории менеджеров, которые редко встречаются на Алтае: он открыто отвечает на все вопросы, с юмором относится к конкурентам и с любопытством наблюдает, какие еще сюрпризы они преподнесут, будучи уверенным, что уж его-то компания сумеет дать достойный ответ. Алтайские журналисты встретились с ним на бизнес-ланче в одном из барнаульских ресторанов. "Мы предполагаем, что в следующем году конкуренты развяжут ценовую войну, цены на рынке рухнут, соответственно, роста доходов не будет", - сказал он, прихлебывая чай. Разговор шел волнующий: о тарифных планах, wap-портале и дуальных телефонах. Не обошлось и без футурологии...

Падать некуда

Собственно, дальше падать тарифам на сотовую связь, по мнению Николая Прянишникова, почти некуда. Ну, разве что чуть-чуть.

- Объективно наши тарифы в России одни из самых низких в мире, - сказал он. - Ниже нас по тарифам только Индия и Китай. А по доходности (среднему счету абонента) - даже в этих странах средний абонент приносит больше. Дальше снижаться уже экономически тяжело. Мне на телевизионной передаче сказали: "Ну, у нас же и зарплаты ниже". На самом деле это хороший аргумент. Но в Китае ниже, чем у нас. И в Индии ниже.

- Николай Николаевич, я помню первые пресс-конференции компании в Барнауле, тогда тоже говорили, что снизить тарифы уже невозможно. А потом вон как снизили…

- Действительно, это так. У нас цены за последние два года снизились на 40%. Почему нам это удалось? У нас сильно возрос объем предоставляемых услуг. Когда много абонентов, часть затрат ты можешь снизить. Возможностей для дальнейшего очень существенного снижения, наверное, нет. Но что будет происходить? Я думаю, что нам удастся с помощью новой технологии и роста трафика еще немного снизить цены на "голос", а доходность не уменьшить за счет введения дополнительных услуг.

Вместе и порознь

- Три крупные сотовые компании летом одновременно повысили плату за первую минуту присоединения, антимонопольная служба была этим недовольна. Отрегулирован ли этот вопрос?

- Я думаю, что он будет отрегулирован. Тут речь не может идти о каком-то сговоре - у всех одновременно изменились правила игры: с 1 июля входящие звонки стали бесплатными. Поэтому мы вынуждены были уточнить наши бизнес-модели, наши тарифы. И то это повышение было, во-первых, минимальным, во-вторых, оно коснулось только старых тарифных планов, все новые остались без изменений. Абонент "Билайна" с 1 июля стал платить меньше. Средний наш абонент платил 200 рублей в месяц, стал платить 190.

- Другая проблема, которую можно было бы решить совместными усилиями, - воровство телефонов. Что могут сделать операторы сотовой связи?

- Есть такая система специальных серийных номеров, которые оператор может установить у себя в базе данных. Если телефон ворованный, ставится пометка, и он не должен работать. Но тут два момента. Первое - это нужно делать легально. Сегодня, например, если абонент заключил с нами договор, мы не имеем права прекратить предоставление услуги. Должен быть нормативный документ, который сказал бы всем операторам: если телефон ворованный, вы помечаете его, и он не работает. И второе - это должно быть сделано всеми операторами сразу. Если это сделает один, все эти ворованные перейдут к конкуренту.

Универсальное устройство

- Когда абоненты "Билайна" смогут быть на связи вообще в любой точке края?

- Уже в этом году будут построены еще 40 базовых станций, 90 процентов населения края будет охвачено нашей связью. В следующем году мы планируем довести охват до 95 процентов и на этом, наверное, остановимся, потому что остальное - уже горная местность, где невозможно строить сети.

- После того как к вам подключится максимально возможное число абонентов, на чем вы предполагаете зарабатывать?

- Частично нам будет помогать тот факт, что опытный абонент начинает говорить больше. Не буду проводить аналогии между сотовой связью и наркотиком... И все же абонент потихоньку разговаривается. Но логика в том, что чем дальше, тем больше будет телефон становиться универсальным устройством. И задача всех: и производителей, и операторов - сделать так, чтобы человек телефон как можно больше других интересных устройств использовал. Чтобы и фотоаппарат был в телефоне, и музыка...

- А пылесос?

- Чуть позже. Электронный кошелек, кстати говоря, уже есть.

- В Лондоне на улицах стоят зарядники, можно при необходимости подзарядиться. Вы можете развивать такую услугу?

- Мне кажется, такую услугу могли бы оказывать компании, которые продают телефоны, а также те, кто хочет привлечь клиентов. Ну, например хороший ресторан, чтобы предоставить дополнительный сервис. Хотя здесь есть головная боль - ведь нужны зарядники для разных телефонов. Я бы на месте ресторанов всегда имел зарядник для Nokia и Samsung, это самые популярные в России модели.

Третье поколение

- Раньше вы работали в другом стандарте, потом перешли на GSM. Но когда-нибудь и он устареет. Есть ли у вас на примете какие-то новые разработки, которые, быть может, придут на смену?

- GSM - он вечен ли или нет? Хм... Мы уделяем этому большое внимание. Новая вещь, которая сейчас появляется, - это услуги третьего поколения. У нас уже развернута пилотная сеть третьего поколения, мы ее тестируем, работает вроде бы хорошо. Но для того, чтобы ее развернуть, нужно вначале получить лицензию.

- Но ведь новая сеть потребует новых затрат, в том числе, наверное, и от абонентов?

- Что хорошо по третьему поколению? Технология позволяет сделать дуальные телефоны. В Барнауле, скажем, будет работать сеть третьего поколения, а выезжая в край, абонент может переключиться на нынешнюю сеть. Новая сеть хорошая, возможности хорошие, но чтобы покрыть все крупные города России, нужно порядка миллиарда долларов. А сельскую местность очень дорого покрывать. Скорее всего, постепенное вхождение мы начнем по городам. Услуги, которые будут доступны, - это видеотелефония, телевидение, музыкальные файлы. Хотя музыкальные файлы мы уже сейчас начинаем давать в нашем поколении. Зачем мы Мадонну привезли? Именно с Мадонны стартовал наш новый музыкальный проект. Теперь владельцы определенных моделей телефонов могут прослушивать и скачивать мелодии, заходя на наш wap-портал (wap - мобильный интернет-сайт на экране телефона. - Прим. Н.С.).

- То есть можно слушать по телефону музыку?

- Можете прослушивать, не загружая ее в память, а потом загрузить. Прослушивать вы можете без оплаты, а когда загрузите, то уже какую-то денежку мы с вас возьмем. Кстати, часть услуг мы будем делать доступными для любого мобильного телефона. А тенденция такова, что производители будут делать аппараты все более и более оснащенными всеми возможностями по низкой цене.

Справка "СК"

По официальной статистике, доля компании "ВымпелКом" в доходах от оказания услуг сотовой связи составляет на Алтае 65%, но, по мнению самой компании, если взять реальных абонентов, то этот показатель равняется 70%. Число абонентов "Билайна" в крае - 1,1 млн. человек.

Кто такой Николай Прянишников?

Николай Прянишников родился в Москве 15 ноября 1972 года. Имеет три высших образования. В 1992 году, еще учась в институте, стал торговым представителем компании "Московская сотовая связь". С 1996 года гендиректор сети салонов сотовой связи "Мобайл-Центр". В "ВымпелКом" пришел в 2000 году на должность заместителя гендиректора, коммерческого директора. Сейчас он исполнительный вице-президент ОАО "ВымпелКом", руководит бизнесом компании в российских регионах. Женат, трое детей.

Связь и власть

- Ваша компания самодостаточна, ни у кого ничего не просит. Тем не менее вы не совсем довольны сложившимися взаимоотношениями с администрациями в крае. В чем проблемы?

- Мы аполитичная компания, политикой не занимаемся. Но если бы я был руководителем края или представителем администрации, в первую очередь я бы помогал такой компании, как "ВымпелКом". Мы инвестировали уже больше 110 миллионов долларов, идем в сельскую местность, создаем рабочие места. Когда я встречаюсь с руководителями администраций, губернаторами, нас же просят - придите, пожалуйста, в этот удаленный пункт, там проблемы со связью. А здесь мы сами идем, сами сделали такое покрытие, закрываем последние белые пятна, а какой-то поддержки особенной и не имеем. Получение разрешений на участки, всевозможные пропуски, допуски, справки, контроль… Мы получаем не поддержку, а наоборот, какие-то осложнения. Просто дайте нам бумажку, которая нужна для выделения земельного участка не за месяц или два, во время которых абоненты будут без связи, а за две недели, вот и все. Это устранение административных барьеров нам бы очень помогло.