июнь 5, 2013
Одной из самых актуальных тем для большинства россиян традиционно является жилищный вопрос. Каковы последние тенденции развития законотворчества в этой сфере и что нас может ожидать в будущем? Об этом пишет РИА Новости.
Жилье. Недвижимость.
Михаил Хаустов
Законодатель надолго запомнил финансовый кризис 2008 года, который больно ударил по все еще слабенькой российской ипотечной системе. Учитывая постоянные опасения по поводу возможного повторения подобной ситуации, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, который позволит государству выкупать заложенные в банке квартиры у тех заемщиков, кто не может оплачивать ипотеку по уважительным причинам.
Речь идет о документе № 256584-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"). Впрочем, пока что проект вернули разработчикам - депутатам ГД из числа членов фракции "Справедливая Россия" - из-за отсутствия официального заключения на него Правительства РФ. Вовсе не факт, что оно будет положительным.
Другая инициатива актуальна, в том числе, в связи с произошедшим в начале года резким скачком коммунальных платежей в ряде регионов. Проект федерального закона № 257140-6 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части ограничения размера платы за потребленные коммунальные услуги)" предусматривает введение новых правил игры в отношении оплаты общедомовых коммунальных расходов.
Так, сейчас разница между суммой показателей всех индивидуальных счетчиков, установленных у жильцов дома, часто отличается от показателей, зафиксированных едиными общедомовыми счетчиками. И эта разница на практике пропорционально раскладывается между всеми собственниками, причем без выяснения причин, кто именно "скручивает" свои счетчики (одна из основных причин расхождения).
Поскольку такая практика на деле означает, что добросовестным хозяевам квартир приходится платить еще и за нарушителей вместе со злостными неплательщиками, народные избранники предлагают жестко ограничить хотя бы размер таких платежей. По мнению авторов поправок в Жилищный кодекс РФ, величина "платы за других" не должна превышать пяти процентов от размера ежемесячной платы по показаниям индивидуальных счетчиков или от ежемесячного же норматива потребления, если в жилом помещении счетчики не установлены.
Пока же документ находится в профильном думском комитете по жилищной политике.
Другим вариантом выхода из жилищного тупика некоторые депутаты считают законопроект № 197376-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений".
Ключевая идея этого документа - возродить так называемые доходные дома. Прекрасные бытовые зарисовки из жизни в них можно найти в произведениях дореволюционной русской литературной классики. По замыслу законодателей, проживание в таких домах и их сдача внаем должны регулироваться не существующим Жилищным кодексом (который предусматривает только договор социального найма, то есть случаи, когда наймодателем выступает государство), и не Гражданским кодексом (когда речь идет обо всех прочих случаях аренды жилья), а специальными кодифицированными нормами.
Так, проектом предлагается ввести в правовое поле понятие "некоммерческий наем" и "арендные дома", предоставив право проживания в них гражданам, которые не признаны малоимущими, но в то же время лишены возможности приобрести собственное жилье по рыночным расценкам. В отличие от договора социального найма, собственниками арендных домов может выступать уже не государство, а участники рынка недвижимости.
На данный момент законопроект принят нижней палатой только в первом чтении.
Некоторые уже предложенные меры в сфере ЖКХ для части населения могут оказаться изрядной ложкой дегтя.
С осени в ряде регионов планируется ввести в действие пилотные проекты, согласно которым оплата коммунальных услуг будет сильно зависеть от того, укладывается ли гражданин в установленные нормативы потребления. При их превышении, вполне возможно, сумма платежей окажется значительно выше нынешней. Предвосхищая сумбур, который у нас нередко возникает при введении любых новаций, можно ожидать многочисленных сбоев в этой системе - от привычных уже ошибок в расчетах до неоправданно заниженных или завышенных норм.
В противовес приведенным выше идеям о выкупе квартир у тех, кто взял ипотечный кредит, но по разным (как правило, уважительным) причинам оказался не в состоянии погашать задолженность, во властных коридорах и в банковских кругах гуляет диаметрально противоположная идея - отбирать квартиры у таких должников, если даже это для них единственное жилье. К слову, Минрегион открещивался от авторства очередного проекта на эту тему совсем недавно.
Не будем в очередной раз сильно распространяться об уже набившем оскомину изменении в порядке финансирования капремонта жилищного фонда: теперь деньги на него вносят сами собственники жилья. Понятно, что учитывая долгий срок таких накоплений вкупе с переменчивостью законодательства и ненадежностью компаний в сфере ЖКХ, есть риск к моменту начала ремонта лишиться всех ранее произведенных накоплений.
Таким образом, нельзя не признать, что какие-то попытки переломить ситуацию в сфере жилья все же происходят — создаются различные фонды, принимаются самые разнообразные программы, вносятся и совершенствуются законопроекты.
Но даже идеальное их исполнение не гарантирует, на мой взгляд, того, что требуемые перемены произойдут до предполагаемого часа Х. Проще говоря, когда общая изношенность жилого фонда и коммунальной инфраструктуры приведет к социальной катастрофе. Учитывая же до известной степени половинчатость предполагаемых изменений, картина становится еще более неопределенной.
Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ