июнь 11, 2013
Продажи новых автомобилей в России, и в частности в Алтайском крае, продолжают падать. Снижение коснулось большинства популярных марок. Сильнее всего стагнация заметна в сегменте бюджетных автомобилей. В этих условиях автосалоны начали активнее бороться за покупателей. Правда, прямых скидок почти никто не обещает: продавцы предлагают дополнительное оборудование и другие бонусы.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в апреле 2013 года объем продаж на российском автомобильном рынке по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 8% — до 245 334 штук. В результате по итогам первых четырех месяцев 2013 года продажи машин снизились на 2%.
Падение продаж коснулось большинства популярных марок. Так, продажи лидирующего на рынке АвтоВАЗа сократились на 12%. Наибольшее падение зафиксировано по маркам Volvo (-47%), Infinity (-47%), Daewoo (-53%), Mazda (-31%), Nissan (-30%), Ford (-30%) и другим.
Азат Темирханов, аналитик агентства "Автостат", отмечает, что в Алтайском крае падение продаж автомобилей еще более заметно. Так, по итогам четырех месяцев 2013 года в регионе зарегистрировано 5 тыс. новых автомобилей, что на 11,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом лидером алтайского рынка по-прежнему остается отечественная Lada, за ней следует Hyundai, а замыкает первую тройку Chevrolet. В топ-5 также попали Renault и Toyota.
Примечательно, что сильнее всего замедление рынка отражается на сегменте бюджетных автомобилей. Так, в целом по России продажи Hyundai Solaris в апреле снизились на 4%, Ford Focus — на 39% , Lada Kalina — на 36% , Renault Logan — на 33%.
На рынке наблюдается общая тенденция падения продаж новых автомобилей, включая и бюджетные модели. Это связано с общей рыночной ситуацией. На рынке произошло насыщение бюджетными автомобилями. А срок эксплуатации уже купленных недорогих автомобилей еще не исчерпан. При этом уровень доходов населения в Алтайском крае не повышается. Поэтому можно прогнозировать, что роста продаж бюджетных автомобилей в ближайшее время не будет.
Александр Михельсон, главный редактор еженедельника "Авторынок", также отмечает замедление в бюджетном сегменте, но считает, что он по-прежнему будет интересен алтайскому потребителю.
Основная масса людей зарабатывает немного, поэтому бюджетный сегмент будет развиваться. Тем более здесь все больше интересных вариантов. Если раньше из дешевых иномарок был только Renault Logan, то теперь почти у каждого производителя есть подобное предложение.
На фоне проблем "бюджетников" хорошую динамику показывает премиальный сегмент. По мнению Александра Михельсона, причина в том, что российские покупатели по-прежнему стремятся выделиться и за счет автомобиля повысить свой социальный статус. Поэтому при небольшой разнице цен между бюджетным автомобилем в максимальной комплектации и премиум в базовой покупатели выбирают второй вариант. Благо есть автокредиты, которые позволяют сделать разницу в цене менее чувствительной.
Рост спроса на автомобили премиум-сегмента, на наш взгляд, связан с тем, что он менее подвержен сезонности и изменениям покупательских предпочтений. Выход новых моделей подстегивает спрос, нашим покупателям хочется иметь самые новые и технологичные автомобили, они проще относятся к смене прежнего авто и активно используют услуги "трейд-ин". Учитывая, что уровень цен на автомобили премиум-сегмента за последние полтора года не изменился, это также способствует стимулированию продаж, так как разрыв цен между масс- и премиум-сегментом сокращается. К примеру, сегодня покупатель может выбрать новый автомобиль Toyota Camry в максимальной комплектации за 1 млн. 493 тыс. рублей или новый Lexus ES250 за 1 млн. 570 тыс. рублей. Разница небольшая, поэтому многие предпочитают взять более премиальный Lexus.
По мнению экспертов, российский авторынок в нынешнем состоянии все больше приближается к западной модели, когда автомобили сами по себе уже не продаются и автопроизводителям и дилерам надо прикладывать усилия, для того чтобы привлечь клиентов.
Например, автосалоны все активнее прибегают к "трейд-ин", когда готовы забрать старый автомобиль покупателя при приобретении нового. Правда, в этом случае цена на принимаемую машину будет на 10–15% ниже рыночной. Примечательно, что практически все дилерские центры по программе "трейд-ин" принимают автомобили марок, с которыми они не работают. В ход идут даже "праворукие" японские автомобили, которым больше 10 лет.
Среди инструментов борьбы за покупателя эксперты называют также различные бонусы и демпинг. "Только демпинг цен на автомобили и рестайлинг уже зарекомендовавших себя моделей являются основными рычагами увеличения интереса покупателей и соответственно увеличения объема продаж", — уверена Лилия Трубчанина.
Впрочем, Александр Михельсон уверен, что в этом сезоне прямых скидок ждать не стоит. "При стимулировании продаж будут использованы либо бонусы, либо какие-то дополнительные опции. Но лично я не жду, что на рынке будут использованы какие-то новые маркетинговые методы и глобальные программы стимулирования спроса", — считает Михельсон.
Это подтверждает Александр Кухленко, директор дилерского центра АНТ Nissan. "У нас нет проблем со спросом, — уверяет эксперт. — Поэтому мы не можем говорить о каких-то особенных способах стимулирования продаж".
Жители Алтайского края по-прежнему активно покупают новые автомобили в кредит.
В данное время спрос на автокредиты стабилен, и думаю, что значительного роста объемов автокредитования в Алтайском крае в ближайший год не будет. Доля автомобилей, приобретенных в кредит, в 2012 году уменьшилась, например, по сравнению с докризисным 2008 годом, однако в денежном выражении объем кредитов намного превышает данный показатель того же 2008 года. К тому же сейчас банки предлагают множество программ потребительского кредитования (в том числе с достаточно лояльными условиями для своих клиентов), поэтому иногда проще оформить кредит по этой схеме, нежели автокредит.
Данную тенденцию подтверждают в автосалонах, где большой процент автомобилей продается в кредит.
Около 60% автомобилей реализуется в кредит. Некоторое увеличение кредитных сделок связано с тем, что есть интересные кредитные продукты, поддерживаемые производителями, которые позволяют приобретать автомобили на очень выгодных условиях.
Станислав Вдовидский