сентябрь 27, 2006
Сотовому оператору «МегаФон» удалось озадачить участников краевого рынка мобильной связи. Они заговорили о ценовой войне и вытекающем из нее снижении доходов. В «Мобиком-Новосибирск», управляющей сетью «МегаФон-Сибирь», подчеркивают, что тарифное предложение носит временный характер и в компании не рассматривают демпинг как стратегию на 2007 год. По мнению аналитиков, алтайская ценовая война скорее похожа на столичную, чем на региональную. Но при этом любой из федеральных операторов способен ради сохранения доли рынка «двигаться по цене» достаточно далеко, считают аналитики.
«МегаФон» объявил о начале работы в Алтайском крае 15 сентября. На настоящий момент оператор построил в крае 38 базовых станций и установил коммутатор емкостью 100 тысяч номеров. Пока это достаточно скромный показатель. Например, у «ВымпелКома» («Билайн») на территории края работает несколько сотен базовых станций. А по словам директора по маркетингу алтайского филиала МТС Андрея Голобородько, при выходе на наш рынок МТС достиг показателя в 100 тыс. абонентов за три-четыре месяца. Поэтому в первоочередных планах новичка - активное расширение зоны покрытия сети. К началу 2007 года компания «Мобиком-Новосибирск» намерена закрыть основные города края и трассу до Новосибирска.
Но для конкурентов оператора наиболее неприятной новостью стал объявленный компанией тариф на голосовые услуги. «МегаФон» обещает подключившимся абонентам бесплатные исходящие внутри сети при стоимости звонков на телефоны других операторов и стационарные номера в 1,5 рубля. В настоящий момент это предложение самое низкое по цене и не имеет в крае аналогов. Поэтому участники рынка говорят о ценовой войне и демпинге.
Так, по прогнозам компании «ВымпелКом», в 2007 году доходы барнаульского филиала «Билайн» могут снизиться. «Мы ожидали выхода «МегаФона» на рынок и были готовы к тому, что новый игрок придет с демпинговым предложением с целью активного набора абонентской базы», - объясняет этот прогноз специалист по маркетингу и рекламе барнаульского филиала компании «ВымпелКом» Елена Меньшикова. В МТС хотя и предпочитают избегать слов «война» и «демпинг», но признают, что стратегия новичка может привести к некоторому перетоку абонентской базы. «Действительно, существует определенная категория абонентов, которые выбирают самое дешевое предложение, которое сейчас есть на рынке, с легкостью меняя операторов», - говорит Андрей Голобородько.
В «МегаФоне» обвинения в демпинге опровергают. «Мы против ценовых войн», - говорит начальник отдела по связям с общественностью «Мобиком-Новосибирск» Павел Ларин. Он напоминает, что предложенный тариф носит временный характер и будет действовать только до конца 2007 года. К тому же, считает Ларин, тариф направлен не на демпинг, а на доступность для абонента. «Говорить о снижении цен не приходится. Мы не рассматриваем демпинг как стратегию нашей компании в Алтайском крае в 2007 году. Наша сильная сторона в том, что «МегаФон» строит единую сеть в Сибири, аналогов которой пока нет у конкурентов», - сообщил Павел Ларин.
В «ВымпелКоме» и МТС пока воздерживаются от вступления в «военные действия», видимо, присматриваясь к движениям конкурента. «Изучая потребности абонентов, мы готовы делать адресные предложения, отвечающие интересам данного клиента», - говорит Елена Меньшикова. Речь, в частности, идет о новых сервисах, например, «Мобильном переводе», который позволяет переводить деньги в сети «Билайн» со счета на счет с помощью мобильника. Или возможность принимать звонки с любых телефонов при нулевом балансе.
По мнению же Андрея Голобородько, «кардинально снизить цены на связь уже просто невозможно». «В среднем российский абонент МТС тратит на сотовую связь в месяц чуть больше 200 рублей, что сравнимо со среднемесячными расходами на фиксированную связь», - сообщил Андрей Голобородько. Он также считает, что все в итоге решат внеценовые способы конкуренции.
Интересным является мнение независимых экспертов. Они говорят, что алтайская ситуация скорее свойственна для столичных, а не для региональных рынков. Как рассказал «ВД» аналитик компании «Атон-Лайн» Андрей Верников, ценовые войны операторов сотовой связи носят случайный характер и чаще всего провоцируются одним из участников рынка, решившим увеличить абонентскую базу путем дешевых тарифов. При этом в столичных войнах (Москва и Санкт-Петербург) зачинщиками выступают операторы «большой тройки» - МТС, «Билайн» и «МегаФон». «Например, весной этого года главным «разжигателем» войны стал «МегаФон», установивший откровенно демпинговую цену на звонки в размере рубля за минуту при средней себестоимости звонка 1,4-1,6 рубля. На это тут же отреагировала МТС, начав продавать комплекты «Джинс-Pepsi» по рублю с одним долларом на счету», - вспоминает Андрей Верников. В свою очередь для региональных ценовых войн свойственны инициативы со стороны местных операторов.
В то же время, по словам экспертов, ради увеличения или сохранения своей доли рынка в регионе операторы могут двигаться по цене достаточно далеко. «Они могут позволить сделать на какой-то период свой бизнес убыточным, дотируя его за счет имеющихся ресурсов. Собственно, это главное преимущество «большой тройки» - независимые игроки на это пойти не могут», - считает эксперт фонда «Финам - Информационные технологии» Игорь Веретенников.
Андрей Верников из «Атон-Лайн» с ним согласен: «Дальнейшая судьба войн зависит от выбора стратегии развития компаний «большой тройки»: либо они будут улучшать качество и ассортимент предоставляемых услуг, либо будут бороться за рост количества абонентов. В любом случае текущая рентабельность их деятельности позволяет делать шаги в любом выбранном направлении».
Иными словами, дальнейшее развитие событий зависит в первую очередь от того, какую из этих стратегий выберет с нового года «МегаФон» и насколько успешными окажутся шаги оператора на местном рынке.
«МегаФон» демонстрирует хорошие показатели
Приход «МегаФона» сказался и на рынке продаж сотовых телефонов. По словам генерального директора группы компаний «Салоны связи» Эдуарда Риба (управляет в крае сетями салонов мобильной связи «Салоны связи Билайн» и Divizion), новичок рынка демонстрирует достаточно высокий уровень подключений. «Продажи контрактов «Билайн» и МТС остались на прежнем уровне. А показатели «МегаФона» на настоящий момент превышают показатели «старожилов», - сообщил Эдуард Риб. Он считает эту ситуацию нормальной.
«Все идет по ранее предсказанному сценарию. Не секрет, что участники нашего рынка ждали прихода «МегаФона» именно из-за того, что это должно было всколыхнуть ситуацию. Так и получилось. Люди пробуют, подключаются очень активно. За счет этого рынок подрос», - отметил Эдуард Риб.