июнь 18, 2013
В мировом суде рассматриваются иски барнаульской компании "Тепловодприбор" к нескольким сотням жителей краевого центра. Компания требует от граждан оплатить долг за теплосчетчики, установленные ею в жилых домах по договору с управляющей компанией МУП "Южком", проходящей в настоящий момент процедуру банкротства. Это первая, по данным "ВД", попытка взыскать задолженность управляющей компании непосредственно с граждан.
Батарея.
Лидия Соколова
Компания "Тепловодприбор" заключила с муниципальным унитарным предприятием "Южком" договоры об установке приборов учета в жилых домах поселка Южного сразу после вступления в силу Федерального закона № 261 "Об энергосбережении". Объем работ для компании был весьма привлекательный: теплосчетчиками оснастили несколько десятков зданий, главным образом, жилых. При этом компания предоставила гражданам рассрочку оплаты на три месяца.
Работа по установке приборов учета была выполнена в 2009 и 2010 годах, но оплачена частично: долг за установку составил около 2 млн рублей, оплачено же было лишь немногим более 600 тысяч рублей. Однако получить долг оказалось проблематично. В частности, потому, что в конце 2009 года в арбитражный суд было подано заявление о банкротстве МУП "Южком", в январе 2010 года здесь введено наблюдение, а в июле — конкурсное производство.
Впрочем, история появления долга далеко неоднозначная. Как пояснил председатель совета одного из домов Владимир Сулимов, граждане оплачивали установку не напрямую в "Тепловодприбор", а в управляющую компанию, которая в свою очередь должна была перечислить деньги подрядчику. Сулимов полностью выплатил всю сумму сразу, даже не воспользовавшись рассрочкой. Более того, о полной оплате сообщили и еще несколько опрошенных жильцов этого и ряда других домов. Тем не менее все они получили повестки в суд.
Сулимов не исключает, что кто-то действительно не оплатил установку. В самом деле, практика компании "Тепловодприбор" показывает: в обычной ситуации доля таких неплательщиков в каждом доме — порядка 15%. В данном же случае есть целые дома, которые ни копейки не заплатили за установку никому. Жильцы таких домов на первых заседаниях мирового суда, прошедших в этом году, объяснили неплатежи просто: у них не провели общее собрание и согласия на установку счетчиков они не давали.
Первую попытку получить долг в "Тепловодприборе" сделали еще в 2010 году: компания потребовала включить ее в реестр кредиторов МУП "Южком".
Арбитражный суд отказался удовлетворить наши требования на том основании, что выгодоприобретателями, то есть собственниками приборов учета, стали владельцы квартир, а не МУП "Южком".
Иначе говоря, установка узла учета не привела к возникновению у МУПа денежных обязательств перед "Тепловодприбором.
Тогда в компании вынуждены были перейти к другой "коллекторской" тактике — уговорам: в 2011 и 2012 годах директор компании Олег Запков и его зам приняли участие в нескольких собраниях, убеждая граждан погасить задолженность. Но и здесь потерпели фиаско.
Они отказывались платить. При этом счетчик у них стоит, и они требуют, чтобы он работал.
Тем временем разбираться, куда исчезли выплаченные добросовестными жильцами деньги, попытались и некоторые из жителей поселка. В 2011 году, в частности, этим занялась активистка Вера Булейко. Повод был серьезный: компания "Тепловодприбор", не получив оплаты жильцов, пошла на очередную вынужденную меру — сняла уже установленный счетчик.
Наш счетчик стоил 136 тысяч рублей, жильцы дома заплатили 116 тысяч, а в "Тепловодприбор" пришло только 50 тысяч рублей.
После ее обращения в правоохранительные органы и администрацию района счетчик вернули, но долг так и не был уплачен, а 66 тысяч рублей жильцов не были найдены.
В начале 2013 года "Тепловодприбор" подал порядка 10 исков уже к гражданам. В каждом из исков — несколько десятков ответчиков из числа жильцов, долг каждого из них составляет от 400 до 3 тысяч рублей.
В "Тепловодприборе" полагают: после того как в 2010 году жильцы выбрали новую управляющую компанию (ею стало общество с ограниченной ответственностью "Южком"), они обязаны были дать ей поручения выставить долг в квитанциях. Новая УК, несмотря на то же название, не является правопреемником старой, сама она не вправе выставлять долги без распоряжения жильцов.
При этом, по мнению "Тепловодприбора", погасить долг должны и те, кто не платил никому, и те, чьи средства были перечислены МУПу. Логика компании такова: жильцы не контролировали работу своей управляющей компании, заплатили на ее счет добровольно, но не отследили, перечислила ли она деньги по целевому назначению или нет.
Если жильцы оплатили установку, они имеют право выйти с иском в суд к МУП "Южком" о взыскании сумм неосновательного обогащения
С ней, впрочем, не согласен конкурсный управляющий МУП "Южком" Михаил Олейник: "Перспективы получить какие-либо деньги у граждан нулевые".
А между тем раскрывать жильцам сведения о своих платежах третьим лицам от управляющей компании не требует ни один нормативный акт.
Возможно, эту информацию можно найти в бухгалтерском отчете, который УК обязана предоставлять согласно стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
"Но во внутридомовой системе управления многоквартирным домом, как правило, нет профессионалов, имеющих познания в бухгалтерии", — говорит получившая повестку в суд Александра Кузнецова, пресс-секретарь регионального отделения партии "Справедливая России", много лет ведущей тему ЖКХ.
В то же время сама попытка взыскать задолженность управляющей компании с граждан выглядит необычной. Любые действия УК, связанные с обслуживанием многоквартирного дома, будь то установка счетчиков, асфальтирование придомовой территории или ремонт коммуникаций, предпринимаются для собственников — они и являются выгодоприобретателями. До недавнего времени подрядчики обращались с исками о взыскании долга непосредственно к управляющим компаниям. Но, как заявили в "Тепловодприборе", "мы создаем прецедент".
Суд пока не вынес ни одного решения по искам. Если оно будет не в пользу подрядчика, в "Тепловодприборе" намерены отстаивать свою позицию и в других инстанциях.
У жильцов с фирмой-поставщиком счетчиков договора нет. Поэтому что-то взыскать с жильцов — совершенно тухлое дело, жильцы могут его спокойно выиграть. С кем заключали договор, с того и спрашивают. Если управляющая компания банкрот, то деньги пропали. Не думаю, что этот судебный процесс будет прецедентом, после которого подрядчики начнут взыскивать деньги с жильцов, не получив их от управляющей компании.
Что касается установки приборов учета, то как технический директор управляющей компании придерживаюсь правила: сначала собираем 70% от общей стоимости счетчика, а уж потом заключаем в отношении этого дома договор с подрядчиком.