июнь 18, 2013
Прокуратура Алтайского края 13 июня утвердила обвинительное заключение по двум уголовным делам, связанным с хищениями объектов муниципальной собственности в Барнауле. Речь идет о деятельности ОПГ во главе с риэлтором Ольгой Восканян, которой помогали работники коммунальных предприятий, БТИ и еще ряд лиц. Масштаб хищений муниципальной недвижимости для краевого центра является беспрецедентным. "ВД" стали известны некоторые подробности данных уголовных дел.
В этом доме на ул. 40 лет Октября, 33, по данным следствия, были похищены пять помещений.
Олег Богданов
По словам Андрея Мамонова, заместителя руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Алтайскому краю, предварительное следствие длилось более полутора лет. Почти все похищенные помещения, фигурирующие в деле, находятся в Октябрьском районе (Поток). В основном это комнаты в общежитиях и малогабаритные квартиры, в свое время принадлежавшие барнаульским предприятиям, но позднее переданные на баланс муниципалитета. Фактически же ими распоряжались по своему усмотрению работники коммунальных управляющих компаний.
Уголовное дело было возбуждено 1 сентября 2011 года. По данным "ВД", поводом для доследственной проверки стали неоднократные жалобы граждан в прокуратуру и БЭП: некие лица захватывают и перепродают муниципальные квартиры, бытовки, кухни и даже помещения общего пользования в многоквартирных домах. Так в поле зрения сотрудников БЭП попала риэлтор Ольга Восканян. Оперативная разработка Восканян и ее партнеров велась полгода (прослушка телефонных разговоров, наружное наблюдение, в офисе была установлена скрытая видеокамера).
При обысках у Восканян был изъят целый арсенал печатей, штампов и различных бланков. Следователи говорят, что благодаря этому и своим связям риэлтор, подделав документы, якобы могла оформить право собственности практически на любой жилой или нежилой объект. За это ее и ценили ушлые работники коммунальных компаний (например, ПЖЭТ № 1). Известно, что они располагают картотекой прописки и знают, какие квартиры пустуют, а в каких проживают неблагополучные граждане. В таких квартирах и прописывались Восканян, ее сын и подельники. Далее оставалось только ждать, когда гражданин либо умрет, либо отправится в места не столь отдаленные.
"Редкий работник управляющей компании не стремился сообщить Восканян о каком-нибудь помещении, чтобы потом после продажи получить долю, — сказал "ВД" сотрудник правоохранительных органов, близкий к следствию. — Например, руководитель аварийно-диспетчерской службы Новиков своими руками ничего не делал, он только сообщал ей об имеющихся помещениях. Он тоже привлечен к уголовной ответственности как участник ОПГ".
По данным следствия, группа Восканян работала по трем схемам. В упрощенном виде они выглядели так. Схема первая: подделываются ордер на квартиру и выписка из домовой книги, которая подтверждает, что человек живет в помещении с момента вступления в силу закона о приватизации жилья. Затем изготавливается выписка из лицевого счета, свидетельствующая о том, что гражданин платит за коммунальные услуги. Пакет документов представляется в жилищный отдел администрации района, где их тщательно никто не проверяет. Принимается решение о приватизации, злоумышленники идут в регцентр для получения свидетельства о праве собственности.
Схема вторая: участники ОПГ подделывают все документы и, минуя жилищный отдел администрации района, идут в регцентр за свидетельством. Активную помощь им оказывала работница БТИ Гришина, еще один фигурант уголовного дела.
Третья схема применялась к нежилым помещениям. Например, в многоквартирном доме отгораживалась часть пожарного выхода, устанавливалась дверь, сантехника и т. д. "Потом они переводили помещение из нежилого в жилое, оформляли договор социального найма, приватизировали и продавали, — сообщил источник "ВД". — Когда они столкнулись с противодействием жильцов, стали действовать еще проще: сначала оформляли право собственности, а уже потом устанавливают двери, допустим, на бытовку, и демонстрировали свидетельство".
Согласно материалам уголовных дел, на счету этой ОПГ 23 оконченных эпизода хищения муниципальной собственности. При этом работники регцентра лишь в единственном случае выявили подделку документов. И вернули их заявителю, не сообщив в правоохранительные органы.
Были серьезные вопросы у следствия и к работникам администрации Октябрьского района и мэрии Барнаула, где также проходила выемка документов. Но причастность чиновников к деятельности группы Восканян не подтвердилась.
Кстати, самая первая квартира из криминального списка была похищена еще до создания ОПГ. В квартире проживала семья из трех человек (супруги и их дочь). Помещение семья получила по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, документы оформлены не были. В 2003 году супруги пропали без вести. В 2004 году работник ПЖЭТ № 1 Новиков приватизировал эту квартиру. Единственную ее обитательницу выселили, любезно предоставив служебную "Газель" для транспортировки вещей. Там Новиков прописан до сих пор, на объект наложен арест.
В ходе следствия с одной из участниц группы (по данным "ВД", это работница БТИ) прокуратурой было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Она дала показания на своих соучастников, назвала других лиц и адреса похищенных квартир, о которых правоохранителям известно не было. Уголовное дело в отношении нее будет рассматриваться в особом порядке.
Ольга Восканян вину не признает. В СУ СКР по Алтайском крае считают, что у ключевых участников ОПГ шансов остаться на свободе после суда нет.
Уголовные дела будут рассматриваться в Октябрьском районном суде.
9 человек привлечены к уголовной ответственности, из них 6 в составе ОПГ.
23 жилых и нежилых помещения было похищено, совершено пять приготовлений и одно покушение на хищение недвижимости.
60 экспертиз было проведено в ходе следствия, допрошены более 200 свидетелей.
3,8 млн рублей возмещено государству после ареста имущества обвиняемых.
6,6 тыс страниц составил объем материалов обвинительного заключения, уголовного дела — 88 томов.
15,7 млн рублей составила сумма ущерба, причиненного муниципалитету.
В зависимости от роли каждого участники ОПГ обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере, совершенное организованной преступной группой, — 17 эпизодов), ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину), ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере), ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (приготовление к мошенничеству — пять эпизодов), ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество, совершенное в крупном размере организованной группой), ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа, предоставляющего права, в целях его использования — шесть эпизодов).