июнь 20, 2013
Культурно-просветительская программа "Дни Тибета в Барнауле" за пять лет своего существования уже перестала быть диковинкой. Каждый год ламы приезжали по приглашению Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, чтобы построить традиционную мандалу, помолиться о благе всех живых существ и прочесть лекции по философии буддизма. В этом году роль организаторов на себя взяли алтайские предприниматели Игорь и Наталья Рыбины. Собрав вокруг себя единомышленников не только из Барнаула, но других городов Сибири и Урала, они смогли устроить приезд одного из самых уважаемых лам Тибета – геше Еше Табхе. 83-летний профессор, доктор буддийских наук единственного в Индии тибетского университета, пробыл в Барнауле три дня и поделился знаниями со всеми желающими.
В Барнауле побывал Геше Еше Табхе, 83-летний профессор, доктор буддийских наук единственного в Индии тибетского университета.
Олег Богданов
За глаза русские хозяева ласково называют гостя "дедушкой". В России геше впервые: пробыл пару дней в Москве, десять дней в Омске и три в Барнауле. После отправится в Челябинск и Екатеринбург, а затем – в США.
– В буддизме нет как такового понятия "миссионерство". Если у учителей просят знаний, они ими делятся, а сами никогда не навязываются. Дедушка все свободное время пребывает в состоянии медитации (молитвы), читает тексты. Он очень скромен: даже не ест, пока другие не поели. У него вообще нет никаких просьб и пожеланий. Все, что мы делаем для него, – наша собственная инициатива, – рассказывают Рыбины.
Геше говорит, что русские, по его первым впечатлениям, – люди сильной воли. Они умеют преодолевать трудности и терпеть.
– На Западе, где я часто читаю лекции, слушатели устают уже через час. Здесь люди могут удерживать внимание и спустя два с половиной часа с начала занятия, – говорит он. – Вообще, по приезде у меня сильно изменилось представление о России. Зная, что у вас демократическое государство, я тем не менее воспринимал его несколько иначе, скорее как коммунистическую страну. А все тибетцы очень боятся коммунизма. Я помню, как работал одно время в ФРГ и один из профессоров водил меня к знаменитой стене, разделяющей Германию на две части, и пугал русскими солдатами на границе. И вот сейчас я наконец убедился, что истинная Россия сильно отличается от моих представлений.
– Я рад, что у вас демократия, – добавляет профессор. – Она, безусловно, вызывает различия во взглядах и во мнениях, но я думаю, это лучше, чем деспотический государственный строй. Любые проблемы и конфликты можно решить, если люди будут получать достаточное образование.
Свой путь просвещения Еше Табхе начал в 13-летнем возрасте, приняв монашеские обеты в тибетском монастыре Дрепунг.
– У меня не было особых причин для такого решения. Все случилось просто, – вспоминает он. – Я, как и все дети, ходил в школу, но не любил заниматься. Мне казалось: вот стану монахом, и будет мне хорошо, учиться-то не понадобится. Но все-таки более важную роль в принятии решения сыграли родители, и в особенности мама.
– В монастыре со мной в комнате жили еще два монаха. Они изучали буддийскую философию. На каникулах, они по традиции удалялись в пещеры, чтобы заучивать тексты наизусть, а я ходил с ними, чтобы готовить еду и варить чай. Братья вставали очень рано, читали тексты, а потом в течение дня громко повторяли их снова и снова. Так я запомнил и тоже начал повторять целые фрагменты "Общего смысла запредельной мудрости". Наставник, услышав это, сказал, что у меня хваткий ум. Он начал крайне настойчиво и часто говорить, что мне следовало бы начать изучать буддийские тексты лучше. Однажды я сдался ему и решил, что пора начать учиться.
В Центральном университете высших тибетских исследований, где Еше Табхе преподает буддийскую философию, учатся не только монахи, но и миряне. Здесь преподают политическую экономику, политологию, тибетский и английский языки, санскрит и хинди. Недавно появилась программа обмена с университетами из Америки и Австралии. Есть несколько студентов из России и Кореи. Геше помнит цену, которую пришлось заплатить за эти блага.
– В XX веке из-за гонений китайского правительства в Тибете исчезла возможность изучать буддийскую философию. Однако тибетцы, оказавшись в изгнании, продолжили следовать учениям Будды, – продолжает геше. – Монахи жили на севере Индии в плохих условиях, строили горные дороги. Тогда Его святейшество Далай-лама XIV обратился с просьбой к Джавахарлалу Неру, премьер-министру Индии, чтобы тот разрешил открыть для них высшее учебное заведение. Правительство откликнулось, и так появился наш университет.
Я в то время был преподавателем и написал прошение, чтобы меня приняли в новый вуз. Прошел отбор и стал работать.
– Да, действительно, и в нашем университете по достижении 62 лет полагается пенсия. Но меня проректор попросил остаться и сказал, что если мне тяжело, я могу преподавать только буддийскую философию и только тем, кто уже что-то соображает. Так я остался читать лекции для второго курса магистратуры. И для того чтобы принести хоть какую-нибудь пользу, я выезжаю в другие страны. Меня часто приглашают на Запад. За границей много буддийских центров, которым нужны учителя.
Сегодня, когда буддизм в Тибете приходит в упадок, необходимо постараться приложить максимум усилий, чтобы сохранить традиции. Необходимо думать не только о своем личном благе, но и о благе общества. Сейчас настало время поколения, которое должно это сделать.
Еше Табхеродился в Лхокле в 1930 году. Он обладатель высшей степени буддийского образования – геше лхарамба (доктор наук). Преподает в Центральном университете высшей тибетологии, единственном тибетском университете на территории Индии (г. Варанаси), дисциплину "мул шастра" (индийской традиции буддийской философии), считается одним из лучших преподавателей.
Геше Еше Табхе:
Для благого перерождения нужно создавать предпосылки уже сейчас.
– Часто в странах, где только начинают изучать буддизм, люди обретают отрывочные знания и начинают объяснять многие вещи по-своему, отчего возникает множество проблем и неясностей. Это происходит оттого, что нет тех, кто может доходчиво рассказать о буддизме. Надо приглашать авторитетных учителей, предварительно узнав, как они учились, у кого и где. Они смогут опровергнуть любые лжеистины, – говорит геше Еше Табхе.
В течение трех дней профессор буддизма из единственного в Индии тибетского университета, приехавший по приглашению сибирских верующих буддистов, отвечал на вопросы жителей Барнаула. Он рассказал об основных положениях учения, отличительных особенностях существующих школ и разъяснил несколько важных практик.
– Суть буддизма заключается в том, чтобы обуздать свой ум и оставить всякое причинение вреда живым существам, пробудив в себе стремление приносить им пользу, – говорит монах.