Затраты, которые приносят прибыль. Как выбрать энергоаудитора?

июнь 24, 2013

Делать энергоаудит по фотографии объекта все равно что лечить больного по телефону: и бессмысленно, и чревато печальными последствиями. Однако такую псевдоуслугу порой заказывают не слишком дальновидные руководители. Заказывают, потому что исполняют закон для галочки: ведь к 1 января многие организации обязаны были получить энергопаспорт. Нет паспорта? Платите штраф.

А между тем хороший энергопаспорт – нечто вроде курса лечения, назначенного квалифицированным врачом.При этом заключение энергосервисного контракта позволяет вообще не тратить деньги на "лечение": "Такой контракт – это возможность реализовывать энергосберегающие мероприятия, совершенно не вкладывая собственные средства", – поясняют в "Алтайэнергосбыте" – крупнейшей сбытовой компании края, предоставляющей также услуги энергоаудита.

Почему это важно?

Обязательное энергообследование, или энергоаудит, – не роскошь, а требование федерального закона № 261 (см. "Справку"). Увы, по экспертным оценкам, около половины предприятий и учреждений края, подпадающих под действие закона, все еще держат паузу. А пока они размышляют, проверки в этих организациях уже идут, и штрафы за отсутствие энергопаспорта потихоньку выписывают. Штрафы эти, поверьте, немаленькие: до 250 тыс. рублей.

Но только ли в штрафах дело?

По данным Игоря Башмакова, директора Центра по эффективному использованию энергии, потенциал сокращения энергозатрат в российской экономике – более 40%, энергосбережение, по его словам, важнейший инструмент повышения конкурентоспособности.

Те, кто занялись оптимизацией энергозатрат, получили результаты, о которых сказать уже не стыдно: к примеру, в "Горняцком водоканале" добились 30-процентной экономии энергозатрат – такие сведения приводит Александр Митрохов, зам. управляющего директора по энергоэффективности "Алтайэнергосбыта".

Как выбрать энергоаудитора?

Сегодня, по данным АлтТПП, в крае работает около 60 фирм, предлагающих услуги энергоаудита. Среди них есть и те, кто, не стесняясь, предлагает энергоаудит по фотографии объекта и готов выдать энергопаспорт "за сущие копейки".

– Некоторые заказчики платят за энергопаспорт как за индульгенцию, освобождающую от административной ответственности, а не как за технологию снижения энергозатрат и руководство к дальнейшей работе, – констатировал Александр Карасев, председатель комитета по энергетике АлтТПП, на одном из "круглых столов", посвященных теме энергосбережения.

На "круглом столе" обсуждалась и еще одна типичная ситуация: бюджетные учреждения, получив деньги на энергетическое обследование, объявляют тендер и обязаны выбрать компанию, предоставляющую услуги по наименьшей цене. Бюджетные деньги таким образом, конечно, экономятся (первоначальная цена порой снижается в 20 раз), но нетрудно предположить, что вместо детального обследования и составленного по его результатам плана энергосберегающих мероприятий заказчик получает формальный документ и не более.

– Только на основе качественного энергопаспорта можно получить объективные данные об объеме используемых энергоресурсов, оценить потенциал энергосбережения и реализовать энергосберегающие мероприятия, – поясняет Александр Митрохов. – "Алтайэнергосбыт" провел более 200 энергообследований государственных и крупных коммерческих предприятий, и сегодня мы смогли получить реальную картину того, где и как энергоресурсы тратятся впустую.

Опыт работы, наличие необходимых специалистов, цены, членство в саморегулируемой организации – вот что следует учитывать, выбирая энергоаудитора, поясняют в "Алтайэнергосбыте".

Куда обратиться?

– Ближайшее отделение или участок ОАО "Алтайэнергосбыт".

– Энерготехнический центр "Алтайэнергосбыта"Барнаул, ул. Мерзликина, 5. Тел. 8 (3852) 55-51-09, факс 8 (3852) 22-39-34. Эл. почта: .

– Контактный центр ОАО "Алтайэнергосбыт" – 8 800 350 5566 (звонок бесплатный).

Справка

До 1 января 2012 года провести энергообследование были обязаны около 5 000 предприятий и организаций Алтая:

– органы госвласти, местного самоуправления, наделенные правами юрлиц;

– организации с участием государства или муниципального образования;

– организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

– организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, тепловой и электроэнергии, добычу угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти;

– организации, общие затраты которых на потребление природного газа, дизтоплива, угля, мазута, тепловой и электроэнергии превышают 10 млн. рублей за календарный год;

– организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, финансируемые полностью или частично за счет бюджетов всех уровней.