июнь 21, 2013
Мода на продукты от фермеров, которая два-три года назад появилась в Москве и Санкт-Петербурге, дошла и до Барнаула. У нас, конечно, своя специфика. Мы еще не так далеки от природы, как жители городов-миллионников. У многих есть загородные дачи или родственники в деревне, которые готовы поделиться свежей сметаной или мясом. В городе есть и рынки. Но постоянно питаться натуральными продуктами жителям Барнаула все же непросто. Неудивительно, что и в краевой столице появилась служба доставки фермерских продуктов – компания "Ферма22". Как работает такой бизнес?
Елена Безроднова, руководитель компании "Ферма22".
Олег Богданов
Елена Безроднова – начинающий предприниматель. До открытия своего дела она несколько лет работала в сфере продаж, в том числе в крупных агрохолдингах. По ее словам, она решила открыть именно службу доставки еды от фермеров, потому что сфера здорового питания ей интересна. С дефицитом натуральных продуктов она столкнулась сама, когда стала мамой маленького ребенка.
Когда Елена решилась на создание сайта по продаже деревенских продуктов, то первые три месяца изучала опыт подобных предприятий в других регионах. Читала о них в Интернете, консультировалась у руководителей по телефону. Одно из таких предприятий будущая бизнес-леди посетила – у нее есть знакомые в Московской области, которые работают в данной сфере.
– Некоторые тонкости можно узнать только после того, как начнешь заниматься этим бизнесом, – признается предпринимательница. – Например, если сайты у всех примерно одинаковые, то в ассортименте есть различия. Кто-то добавляет натуральную косметику, кто-то детские подгузники. В зависимости от города эффективна разная реклама, делается разная наценка и так далее. Все эти нюансы постигаются только на практике.
Минимальный объем средств, который требуется для организации подобного бизнеса, по словам Елены Безродновой, составляет один миллион рублей. Прогнозируемый срок окупаемости – полгода-год. Основная статья расходов – логистика.
– Во-первых, мы купили транспорт для доставки, – рассказывает Безроднова. – Во-вторых, пришлось потратиться на поездки в районы, чтобы найти поставщиков.
Вторая статья затрат – расходы на рекламу в Интернете и в офлайне. Значительных вложений также потребовало создание сайта и его обслуживание.
Оказалось, что самое сложное в этом деле – поиск поставщиков. На это у Елены Безродновой ушло еще три месяца.
– Никакой базы данных, содержащей сведения о небольших фермерских хозяйствах в Алтайском крае, не существует, – рассказывает она. – В Интернете о них тоже сведений, как правило, нет. Записи есть только в документах сельсоветов. Поэтому найти такие хозяйства оказалось непросто.
Поиск шел через знакомых и объявления в одной из краевых газет, также предпринимательница сама ездила в села. Постепенно нужные люди стали находиться.
В настоящее время у "Фермы22" около 20 поставщиков. В основном это небольшие и средние хозяйства, которые существуют в форме ЛПХ.
– На крупных производствах другие принципы содержания и кормления животных, выращивания растений – там зачастую используются химические добавки, потому они нам не подходят, – объясняет Елена.
Оценка поставщиков, по ее словам, проводилась строго. Как рассказывает бизнес-леди, к каждому из них она ездила лично, чтобы посмотреть, как ведется хозяйство, чем кормят животных и так далее. Чтобы стать поставщиком "Фермы22", производитель должен представить ветеринарные справки и ежемесячно подтверждать качество своей продукции.
– В этом году было сложно найти животноводческие хозяйства, которые выполнили все нормы: многие не поставили прививки животным из-за недостатка средств, – отмечает предпринимательница. – Для тех, кто производит молоко, было еще одно обязательное требование – в хозяйстве должно быть отдельное помещение для работы с продукцией. Чтобы человек разливал молоко не дома, а в специальном месте. В этом помещении обязательно должен быть холодильник, кондиционер. Хозяйств, которые могли бы выполнить это требование, в крае мало. Мы нашли всего четыре. Вообще, по каждому виду продукции есть какие-то свои требования. И, конечно, мы смотрим на человека – вызывает он доверие или нет.
Поиск поставщиков продолжается. Елена Безроднова рассчитывает, что количество заказов вырастет и потребуется дополнительный объем продукции. К тому же в идеале по каждому виду продукции должно быть два-три поставщика.
– Продукты производятся вручную, – рассказывает Безроднова. – И, несмотря на то что используются какие-то общие технологии, каждый человек все равно делает что-то по-своему. Например, у кого-то творог более сухой, у кого-то – более сочный. Молоко тоже разное. У клиента должен быть выбор, чтобы каждый нашел производителя на свой вкус.
За первые два месяца работы "Ферма22" выполнила около 300 доставок. Основное число заказов приходится на мясо, молочную продукцию, яйца, овощи. Остальное – сопутствующий ассортимент.
– У нас есть, например, натуральные соки, – говорит Елена. – Их для нас производит компания "Лига Плюс". Состав соков – пюре, вода и сахар. Недавно мы добавили хлеб – нашли хорошую пекарню в Барнауле. Еще мы начали сотрудничать с тепличным комбинатом "Индустриальный". Нас об этом попросили клиенты. У фермеров овощи еще не созрели, а люди их хотят покупать. Поэтому мы пошли им навстречу. По тому же принципу сотрудничаем с поставщиками фруктов, орехов.
Ассортимент планируется расширять – добавить ягоды, грибы, рыбу из частных рыбоводческих хозяйств, несколько видов меда, крупы, козий сыр, чай из трав.
Елена Безроднова говорит, что ориентируется на массовую аудиторию, поэтому не делает слишком большую наценку. В этом основное отличие, например, от самого известного российского проекта по доставке продуктов LavkaLavka, который ориентируется на платежеспособную аудиторию. Например, мясная вырезка там стоит примерно 1,5 тысячи рублей за кг.
– Цены у нас примерно такие же, как в магазинах, – утверждает владелица алтайского проекта. – Наш принцип – зарабатывать на объеме заказов, а не на высокой наценке. Ведь у жителей Алтайского края небольшие доходы.
Кто основные клиенты "Фермы22"? Это и жители элитных домов, и пенсионеры, и молодые мамы с маленькими детьми.
– Пожилые люди активно пользуются нашим магазином, их не смущает то, что для этого нужно зайти , – отмечает Елена. – Я даже познакомилась с такой бабушкой. Ей 85 лет. Дети поставили ей ноутбук, научили им пользоваться, и теперь она заказывает себе продукты домой. Причем не только у нас, но и еще в одном интернет-магазине.
Елена Безроднова видит много различных направлений, в которых в будущем можно развивать бизнес. Часть из них связана с развитием сайта.
– Это может быть создание доски объявлений для фермеров, – размышляет она. – Некоторые из них продают цыплят, корма и так далее. Единого ресурса для таких объявлений сейчас нет. Мы планируем развивать и интерактивные возможности. Допустим, можно будет задать какой-то вопрос фермеру. Нужно сделать раздел статей о пользе тех или иных продуктов, страничку с отзывами.
Наши фермеры – люди 30–50 лет. Некоторые из них коренные жители деревни, другие переехали в село недавно, устав от городской жизни. Люди в основном с удовольствием откликаются на участие в нашем проекте. Они продают свою продукцию либо у себя в деревне, либо на рынках в ближайших городах. Мы предоставляем им дополнительный и удобный канал сбыта. Рассчитываемся сразу после получения заказа и наличными.
Интерес к фермерским продуктам, который появился в России в последние годы, связывают с тем, что крупные производители в период кризиса 2008–2009 годов начали злоупотреблять искусственными заменителями натуральных ингредиентов.
Основной принцип фермерских интернет-магазинов – привозить продукты строго под заказ, чтобы они всегда были свежими.
В Москве уже пара десятков интернет-магазинов по доставке продуктов от фермеров. В Санкт-Петербурге – около десяти. Они есть в Иванове, Ростове-на-Дону, Красноярске, Новосибирске, Томске, Омске.
4 000 рублей – на такую сумму в настоящее время заказывают молоко в "Ферме22" еженедельно. Средняя сумма заказа составляет 500 рублей.