октябрь 15, 2006
Жить нынче тяжело многим. Только некоторые так и считают черно-белые полосы жизни, пьют антидепрессанты и т. д. А другие не плачут в жилетку - стараются доказать этой жизни и самим себе, что от громких рыданий лучше не станет. Значит, надо подняться самим. Корреспондентам "СК" посчастливилось встретиться с таким упорным человеком в Поспелихинском районе, в селе Калмыцкие Мысы.
Беда
Мы чудом застали 31-летнего Евгения Смирнова дома - он как раз собирался везти родственников в райцентр. На собственной, родной "семерке". На лобовом стекле машины - стикер с изображением человека на инвалидной коляске, знак для всех автолюбителей. Дело в том, что Женя - инвалид первой группы.
Все было нормально. Как вспоминает Евгений, он рос, как и все дети - ходил в школу, зимой с ребятами катался с горок, летом играл в казаки-разбойники. Пока не пришла беда, страшное заболевание - ДЦП. И ноги перестали слушаться, стали высыхать на глазах.
Врачи сказали, что остановить болезнь было можно. И Евгений принял решение - побороть беду. Перенес восемь (!) операций. Но лучше не становилось.
- Тогда я решил больше не ложиться в больницы на операции, - говорит Евгений, - что толку? Только еще хуже от этих наркозов.
С шестого по восьмой класс учился на дому. А в старших классах стал закалять волю - как ни тяжело было, до школы добирался сам. И окончил ее. Характер!
Учиться дальше!
После окончания школы разом подступило одиночество - ведь уже не пообщаешься с друзьями, одноклассниками. У всех свои заботы - кто в город уехал, у кого дома своих дел полно. В общем, Евгения как отрезало от людей.
…Как-то к Смирновым заглянул сосед Лев Александрович Бубнов. Он-то и сказал, что в Новосибирске есть специальное училище для инвалидов, где их обучают разным профессиям. Женя понял, что это его шанс.
За адресом мама Жени обратилась в поспелихинские органы социальной защиты, и такое училище нашли. Но когда Евгений вместе с мамой приехал в Новосибирск, оказалось, что не берут здесь на обучение инвалидов первой группы. Слишком "тяжелые" такие люди. Кто в училище будет ухаживать за парнем? А в общежитии? Да никто! Сколько слез тогда пролила мама Жени…
Преподаватели все же пошли навстречу парню. Назначили испытательный срок. Мол, если выдержит его, то будет обучаться в интернате. Женя выдержал. И в 1997 году окончил с отличием "обувной факультет".
- К нам в училище приезжала женщина с новосибирской обувной фабрики, - рассказывает Евгений, - туда требовались специалисты-сапожники. Она предложила мне работу. Но это было бы нереально. Дело в том, что квартиры в общежитиях фабрики сдаются в аренду. Я бы материально не потянул такую квартиру. Поэтому вернулся сюда, на родину. Решил сам попробовать поработать по специальности. Тем более что в нашем селе не было обувной мастерской.
И в 2000-м в Калмыцких Мысах открылась такая мастерская. А Евгений стал частным предпринимателем.
Сезонная работа
Как говорит Женя, у него сезонная работа - односельчане обращаются в основном весной и осенью. А зимой в мастерской затишье. Почти никто не несет ремонтировать обувь. И это для работящего Евгения тоска. Тяжело без дела.
- Мне надо было тогда еще в Новосибирске освоить дополнительно две другие специальности - закройщика и специалиста по ремонту бытовой техники, - сетует сапожник, - но сразу как-то растерялся. А сейчас обучение в этом училище-интернате стало платным. Не потянуть.
Вот и приходится содержать мастерскую круглый год. Хорошо, что в Калмыцких Мысах живут добрые люди. Например, Владимир Попов, директор СПК "Знамя Родины". Он не берет с предпринимателя Смирнова деньги за аренду помещения. Евгений платит только налоги да за электричество. Так и существует сапожная мастерская, куда ее хозяин даже зимой, если буранами не занесет дорогу, идет самостоятельно - на костылях. Упорный.
Сапожник-автолюбитель
А совсем недавно Женя купил себе новенькую "семерку".
- Я понял, что "Оки" мне не дождаться, - говорит сапожник, - вот и решил приобрести машину сам. Мне очень помогла сестра из Североморска - дала на покупку автомобиля крупную сумму денег. Остальные деньги мы с мамой взяли в банке - ссуду на пять лет.
Справлюсь! Но с очереди на "Оку" я не снялся. Вдруг все-таки повезет?
Уже купив машину, Евгений вновь столкнулся с проблемой (вся его жизнь в этих самых сложностях) - как переоборудовать авто под ручное управление? Дело в том, что в крае уже нет предприятий, занимающихся таким переустройством.
И в этот раз помогли добрые люди. В Барнаул вместе с Евгением поехал Иван Классен, начальник районной ГИБДД. Взял ситуацию под контроль. Нашли фирму, которая раньше занималась таким сервисом, переоборудовали "ласточку"…
А потом - курсы вождения, сдача экзаменов на права. И теперь ездит Евгений, как заправский водитель.
- Куда планируешь съездить в этом году? - спрашиваю Женю.
- Путешествовать пока рано. А за черноплодной рябиной обязательно - мама любит ее морозить на зиму. Воздухом в лесу подышим, да и машину надо в экстремальных ситуациях, а не на асфальте изучить. Все впереди. И все еще получится.
…Мы пожали друг другу руки. Рукопожатие оказалось сильным, впрочем, как и характер Евгения. А вы говорите - осень, депрессия, слезы. Учитесь жизни у сапожника из Калмыцких Мысов!
Лариса ВАСИЛЬЕВА.