QR-код в Японии помещают на все товары

июнь 30, 2013

Сегодня в России QR-коды успешно используются в торговле, в рекламе и маркетинге, а также в таких отраслях, как логистика, банковский сектор и транспорт. По данным J’son&Partners Consulting*, в настоящее время QR-коды в том или ином виде используются в 6 из 20 исследованных розничных сетях, расположенных на территории России. Так, в магазинах IKEA покупатели, используя QR-коды, могут перейти на мобильный промосайт и узнать подробности о проходящих акциях. QR-коды используются авиакомпаниями, которые предлагают пассажирам оформить посадочный талон с помощью этой технологии.

В наружной рекламе и в печатных СМИ QR-коды задействуются для продвижения самых разных видов товаров – от бытовой и электронной техники до продажи автомобилей. Растущая популярность QR-технологии в мире связана с постоянно увеличивающимся числом владельцев смартфонов и планшетных ПК. Существенным фактором роста проникновения QR является и информирование людей об этой технологии.

QR-код (от англ. quick response – "быстрый отклик") – это матричный штрих-код, разработанный в 1994 году подразделением автомобильного концерна Toyota – японской компанией Denso-Wave. Первоначально технология предназначалась для использования в автомобильной промышленности, но впоследствии получила широкое распространение и в других отраслях. Больше всего QR-коды распространены в Японии – они наносятся практически на все товары, продающиеся в магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках, на рекламных плакатах и зданиях. Ведущие японские операторы мобильной связи совместно выпускают под своим брендом мобильные телефоны со встроенной поддержкой распознавания QR-кода. Также технология распространена в других странах Азии и постепенно развивается в Европе и Северной Америке.

Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах России с населением свыше 1 млн. человек, проведенный J’son&Partners Consulting совместно с компаниями SMARTEST и WapStart в июле 2012 года, треть респондентов (33%) информированы о QR-кодах – они знают и понимают, как можно использовать эту технологию. 59% не знают о QR-кодах, а 8% неправильно информированы (ошибаются в знании технологии). 23% пользователей уже сканировали своим телефоном QR-коды, причем почти половина из них (48%) делают это постоянно или проводили такие манипуляции много раз. 8% респондентов физически не могут использовать QR-технологию, так как их телефоны не оснащены камерой, а доля тех, которые имеют камеру в телефоне, но еще не сканировали коды, составляет 69%.

Основные причины, которые мешают респондентам использовать QR-коды, – нет специальной программы в телефоне, не знают, как это сделать (44%) и отсутствие необходимости (25%).

Большая часть пользователей QR-кодов в России (84%) переходила после их считывания на веб-сайт; третья часть (33%) смогла считать контактные данные человека и сохранить их на телефон; 28% получали рекламу; 21% – другой контент (музыку, картинки, презентации и пр.) и 8% – видео. Только 6% указали, что QR-технология помогла им зарегистрироваться на рейс или мероприятие, столько же смогли инициировать интернет-опрос.

Все больше авиа- и железнодорожных компаний размещают QR-коды на билетах, что позволяет автоматизировать и ускорить процесс регистрации. Так, РЖД размещает коды на билетах с осени прошлого года.

По оценке J’son&Partners Consulting, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2–3 года. К концу 2014 года количество пользователей QR-кодов в России составит около 15% от числа владельцев смартфонов, или около 9 млн. пользователей.

Чтобы использовать QR-код, нужно установить программу-распознаватель на свой телефон и запустить ее (есть несколько вариантов программ, которые можно скачать в Интернете). Затем навести объектив камеры на картинку с кодом – он распознается автоматически (либо нажать на соответствующую кнопку Snapshot для активации сканера). Информация, зашифрованная в QR-коде, появится на экране телефона. Кроме декодирования и считывания информации можно самому создавать QR-коды через программы-генераторы.

Ведущая международная консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России, СНГ, Центральной Азии с 1996 года.

Интересный факт

В Японии и Австрии QR-коды используются на кладбищах и содержат информацию об усопшем.

Справка

В октябре прошлого года в Бар­науле запустили проект "QR-коды – гид по истории города Барнаула". Сегодня 12  памятников истории и культуры города оборудованы специальными табличками, на которых содержится информация о названии объекта, времени его постройки, а также QR-код. Среди них "Горная аптека", здание городской Думы, усадьба купца И. И. Полякова (магазин "Крас­ный"), кинотеатр "Родина" и другие.