июнь 27, 2013
Дальневосточное следственное управление на транспорте СК РФ установило все обстоятельства затопления в Охотском море в декабре 2011 года самоподъемной плавучей буровой установки "Кольская". Собраны достаточные доказательства для привлечения к уголовной ответственности 2 высокопоставленных руководителей открытого акционерного общества "Арктикморнефтегазразведка", сообщает пресс-служба СК РФ. Эта компания являлась судовладельцем "Кольской".
По версии следствия, к аварии буровой установки и гибели 53 человек привели бездействие и ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей со стороны и.о. главного инженера "Арктикморнефтегазразведка" Леонида Бордзиловского, и.о. замгендиректора общества Бориса Лихвана.
27 июня Бордзиловскому предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц). Ранее обвинение в совершении указанного преступления было предъявлено Лихвану.
По данным следствия, в ходе перегона "Кольской" от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года в связи со штормовой погодой ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов. Это превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях. Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, вода стала литься в балластные танки, что привело к образованию дифферента (крена) "Кольской".
Бордзиловский и Лихван, самонадеянно игнорируя эту тревожную информацию, не приняли мер к исправлению критичной ситуации, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе "Кольской" в режим дрейфования.
Бездействие, пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий. Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было явно запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным. Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 мс, и волн высотой 4-5 метра произошло увеличение крена платформы и, как следствие, ее необратимое затопление.
Бордзиловский и Лихван понимали, что жизнь 67 человек, находящихся на терпящей бедствие платформе, подвергается смертельной опасности. Однако они не стали организовывать спасательную операцию.
Более того, Бордзиловский запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS.
Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления буровой. При этом с того момента, как Бордзиловскому и Лихвану стало известно о развитии критичной ситуации на платформе, до ее полного погружения под воду прошло более 5 часов. Этого времени было бы достаточно для спасения всех находящихся на борту "Кольской".
Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту "Кольской" находилось необоснованно большое число людей. 28 человек - вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую трагическую судьбу с членами экипажа.
В ходе спасательной операции спасены 14 человек из 67 находившихся на "Кольской". В воде нашли тела 17 погибших. Умершими по решению суда признаны 36 человек.
Для установления причинно-следственной связи между противоправными деяниями обвиняемых и произошедшей трагедией следствием проделан большой объем работы. В рамках расследования уголовного дела проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата "Triton" на глубине более километра. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, произведены обыски и выемки, а также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов.
В ближайшее время потерпевшим, обвиняемым и их защитникам будет объявлено об окончании следственных действий. Участники уголовного судопроизводства приступят к ознакомлению с материалами уголовного дела.