июль 4, 2013
Одноэтажный деревянный дом с баней и кладовой – так выглядело типичное банковское отделение в начале прошлого века. Этот и другие любопытные факты описаны в коллективной монографии "Банковское дело на Алтае: XIX – начало XXI века". "Свободный курс" приводит отрывки из книги, из которых можно узнать, сколько зарабатывали банковские служащие в начале прошлого века и что такое вклад на вечное время.
Первые коммерческие банки появились на Алтае в конце XIX века. В 1894 году в Барнауле открылось отделение частного Сибирского торгового банка. В начале XX века появились отделения крупнейших банков, входящих в первую пятерку кредитных учреждений России: Русско-Азиатского банка, Русского банка для внешней торговли, Петроградского международного коммерческого банка. Действовали также отделения Русско-китайского банка. Местный капитал и средства городов служили почвой для создания городских общественных банков в Барнауле и Бийске.
Первый российский банк появился 31 мая (12 июня по новому стилю) 1860 года. Это был Государственный банк Российской империи.
До определенного момента кредитование алтайской промышленности шло через Томское и Семипалатинское отделения Государственного банка. По данным 1908 года, только лиц, жительствующих в Барнауле и Барнаульском уезде, в Томском отделении кредитовалось 14 человек, что составляло 15,5% от всех открытых в отделении кредитов. Заемщиками являлись как известные на Алтае предприниматели, так и торгово-промышленные предприятия, в частности, торговые дома "Братья Ворсины" и "И. И. Федулов с сыновьями". Наиболее крупные кредиты были открыты барнаульскому купцу П. Д. Сухову (один из совладельцев крупнейшего в регионе торгового дома "Д. Н. Сухова сыновья"(?)) в размере 50 тысяч рублей и дворянину И. К. Платонову (владелец Иткульского винокуренного завода, Зудиловской крупчатой мельницы и ряда торговых заведений) в сумме 40 тысяч рублей.
Средний размер вексельного кредита лиц, проживающих в Барнауле и кредитующихся в Томском отделении, был значительно выше среднего размера одного кредита по этому отделению (18,85 и 14,4 тысячи рублей соответственно).
Такая ситуация объяснялась сложностью в получении кредита и дополнительными значительными расходами в силу удаленности Томска от Барнаула. Оформление кредита для большинства представителей мелкой и средней буржуазии Алтая в Томском отделении было недоступно.
Знаменательным для Алтая стало принятое в сентябре 1910 года решение о создании в Барнауле отделения Государственного банка. Под него выделили 332,6 квадратных саженей по Томской улице (теперь – Короленко).
Однако это место оказалось неудобным в силу удаленности. Поэтому под постройку здания для Барнаульского отделения Государственный банк получил участок земли на углу улицы Пушкинской и Соборной площади (по ул. Пушкина – напротив площади Свободы). При этом в сентябре 1911 года отделению банка Кабинетом Его Императорского Величества за 3 тысячи рублей были уступлены два здания, находящихся в Барнауле по улице Пушкинской (ул. Пушкина) и Соборному переулку (пр. Социалистическому), в которых первоначально и размещалось отделение.
В архивных документах сохранилось достаточно подробное описание этих зданий. Первое представляло собой деревянный одноэтажный дом, крытый и обшитый тесом, с надворными постройками: два амбара с погребами, две завозни, две конюшни, два навеса и баня с прачечной, второе здание представляло собой деревянный одноэтажный дом, обшитый и крытый тесом, на каменном фундаменте, с сенями и кладовой. При втором доме также имелись надворные постройки: кухня с баней, крытая тесом, амбар с погребом, завозня и конюшня в одном строении, крытая тесом, и навес с односкатной деревянной крышей на шести столбах.
Характерной особенностью банковского дела на рубеже XIX–ХХ веков было компактное расположение банков в населенном пункте. Это было вызвано необходимостью размещения отделений вблизи торговых районов, так как основными клиентами банков являлись купцы. Зачастую тесное соседство было вызвано также острой конкуренцией между банками и попытками переманить клиентов.
Банковским центром Барнаула начала ХХ века можно назвать район Соборной площади (площадь Свободы) и Московского (Ленинского) проспекта. Именно здесь находились здания отделений банков, действовавших в Барнауле в начале ХХ века: Сибирского торгового банка – на углу ул. Гоголевской (ул. Гоголя) и Московского проспекта в доме купца И. И. Полякова (современный магазин"Красный"), Русско-Азиатского банка – на ул. Петропавловской (ул. Л. Толстого) в доме Морозова, Русского для внешней торговли – на углу ул. Пушкинской и Московского проспекта в доме И. Ф. Смирнова, Барнаульского городского банка – на Пушкинской улице. А на углу ул. Соборной и Петропавловской располагалось Барнаульское уездное казначейство.
Банковским центром Бийска начала ХХ века являлась улица Успенская (ул. Советская): Бийское отделение Сибирского торгового банка располагалось по ул. Успенской, д. 7, Русско-Азиатского – в д. 4, Петроградского международного коммерческого – д. 5 на этой же улице.
Особенностью банковского дела в дореволюционный период являлось отсутствие в подавляющем большинстве у провинциальных отделений Государственного и акционерных банков собственных зданий. Как правило, под отделения арендовалась часть крупных торговых центров, в которых за счет банка производилось приспособление помещения и устройство кладовой.
Наибольшую долю в структуре активных операций занимали вексельные операции. В 1911 году операции, связанные с учетом, переучетом и комиссией присланных векселей, составляли более 77% всех активных операций.
Вексель – это долговое обязательство, составляющееся по строгим правилам. В простейшем случае вексель содержит обязательство одного лица выплатить другому определенную сумму денег в указанный срок. Схема коммерческой сделки в кредит с использованием векселя в самом общем виде выглядела так: продавец и покупатель договариваются о продаже товара, но в данный момент у покупателя еще нет денег, они появятся, когда он в свою очередь продаст купленный товар. Покупатель выдает продавцу вексель, то есть долговую расписку с обещанием уплатить, например, через шесть месяцев. Продавец не ждет наступления этого срока, а продает вексель банку. Так он получает деньги за совершенную сделку. А покупатель становится должником перед банком, с которым и расплачивается в срок. Когда банк покупает вексель, он как бы выдает покупателю кредит на совершение сделки. Такая покупка векселя банком до наступления срока называлась учетом, потому что банк понижал сумму, указанную в векселе, на размер процента за пользование кредитом. Этот процент назывался учетным, он был тем ниже, чем ближе подступал срок платежа по векселю.
77,9% клиентуры по вексельному кредиту в Барнаульском отделении составляли торговцы и лишь 22,1% – представители промышленной буржуазии. Малый удельный вес промышленной клиентуры являлся характерной чертой не только Барнаульского, но и всех сибирских отделений Государственного банка. Исходя из анализа структуры активных операций Барнаульского отделения, можно сделать вывод, что приоритетными объектами кредитования Государственного банка на Алтае являлись торговые предприниматели и мелкое крестьянское хозяйство.
Основное содержание служащих отделений Государственного банка складывалось из трех частей: жалования, столовых и квартирных денег. Квартирные деньги могли заменяться предоставлением служебной квартиры. Содержание выплачивалось ежемесячно. Оно включало жалование за истекший месяц, столовые деньги за месяц вперед, квартирные – за треть года вперед.
В 1894 году одновременно с новым уставом Государственного банка императором было утверждено "Расписание должностей", в котором закреплялся размер содержания для служащих контор и отделений банка. Размер содержания служащих зависел не только от занимаемой должности, но и от разряда, к которому относилось отделение (для сравнения: управляющий отделением I разряда имел годовое содержание в 5 тысяч рублей, а отделения III разряда – 3 тысячи рублей).
Дополнительным содержанием в учреждениях Государственного банка являлось денежное вознаграждение. В соответствии с уставом на вознаграждение служащим могло быть направлено 3–5% прибыли Государственного банка от коммерческих операций. Награждения приурочивались к важнейшим православным праздникам – Рождеству и Пасхе – и составляли солидную сумму. Так, в 1913 года добавочное вознаграждение служащим Барнаульского отделения составило 25% их содержания.
Реальная годовая заработная плата управляющего Барнаульским отделением Государственного банка в 1913 году равнялась примерно 7,5 тонны свинины I сорта или 22,7 тонны муки I сорта, счетных чиновников 1-го разряда – около 2 тонн свинины и 6 тонн муки. Для сравнения: сегодня 1 килограмм муки стоит в среднем 27,5 рубля (по данным Росстата). То есть зарплата банковского управляющего начала века в пересчете на современные деньги могла бы составлять примерно 624 тысячи рублей в год, или 52 тысячи рублей в месяц.
4–9,5% составляли ставки по кредитам, предоставляемым Государственным банком, в 1900–1917 годах. Сейчас средневзвешенная ставка по кредитам предприятиям составляет 10,2%.
Не известным современным банковским работникам видом вкладов, осуществляемым Барнаульским отделением Государственного банка в дореволюционный период, были вклады на вечное время. Это был депозит с условием неприкосновенности капитала и предоставления вкладчику права на получение одних лишь процентов. Например, это мог быть вклад на имя церкви с назначением процентов на поминовение.