июль 8, 2013
В конце июня в Барнауле прошла XX международная политологическая конференция "Россия-2013: реакция, стагнация, перспективы модернизации". Организатором мероприятия традиционно выступил известный политик Владимир Рыжков. На этот раз эксперты обсудили перспективы текущего политического курса, будущее "Народного фронта", причины кампании против НКО и многое другое.
Профессор Андрей Мельвиль, декан факультета прикладной политологии Высшей школы экономики, рассказал о перспективах российской политической системы и политического
режима. Демократия, по словам Мельвиля, произрастает из объективных структурных предпосылок: так, страны успешной демократической трансформации (например, Восточной Европы) начинали с
достаточно высокого уровня развития экономики и человеческого капитала.
"Это важно, но не предопределяет траекторию развития: Россия и Польша стартовали примерно с одного уровня. Фактор личности тоже очень важен: люди, которые создают (или не создают) демократические практики и институты, также строят (или не строят) демократии. В России же произошла задержка с формулированием и кодифицированием в Конституции определяющих для режима институтов: формы правления и избирательной системы", — считает Мельвиль.
Андрей Мельвиль рассказал о модели "царя горы": при достижении промежуточного уровня модернизации ранние победители лишены мотива для продолжения реформ, им и так хорошо. А гарантии доступа к экономической ренте определяются доступом к ренте политической. При этом качественные институты создают угрозу балансу "царя горы", так как их улучшение приводит к снижению ренты. Получается, что имитационные институты хороши для их создателей, а значит, реформы в такой ситуации невозможны.
"Я не мрачный пессимист, — заметил Андрей Мельвиль, — и был бы рад оказаться неправ. Что могло бы поколебать позицию "царя горы"? Импульс реформирования политической системы может приходить с четырех сторон. "Сверху" — в результате раскола элит (Испания, СССР). "Сбоку" — в ходе подъема новых элит (Чехословакия, Прибалтика). "Снизу" — под давлением оппозиции (Польша, США 60-х); при этом успешные результаты достигаются только там, где не применяется насилие. Наконец, "извне", когда существуют вызовы глобализации. Какой из четырех факторов окажется значимым для России в обозримом будущем, пока судить рано", — считает эксперт.
Владимир Рыжков считает, что Владимир Путин пытается изменить существующий политический режим с доминантной партией на корпоративистский режим. В основе корпоративистской концепции лежит представление об обществе как о едином организме (нет классов и индивидуумов, есть только солидаризированное общество). Активная поддержка и продвижение "Народного фронта" — яркое проявление этой тенденции. "Ключевое понятие — "единая нация", — считает Рыжков. — И эта нация организована в унифицированные профессиональные социальные группы, каждую структуру возглавляет лидер, и все они опираются на одного вождя, который все координирует, примиряет все интересы и ведет страну вперед. Все общественные структуры должны быть приводными ремнями диктатуры. Демократия там, где большинство не подавляет меньшинство. Если же изучить манифест "Народного фронта", то становится ясно, что большинство будет подавлять меньшинство. К тому же и губернаторам дана четкая установка помогать новой структуре".
Последствия построения корпоративистского режима, по мнению Рыжкова, таковы: в каждой отрасли будет уничтожаться плюрализм, все процессы будут стараться свести к мегаотраслевым корпорациям. Некий созданный из таких структур "организм" (НФР) будет стараться по факту подменить собой парламент. Режим перерождается в еще более реакционно авторитарный. Будут жесткие зачистки тех, кто не желает встраиваться в отраслевые профессиональные социальные корпорации, — например, на "неправильные" НКО.
Правозащитник Александр Подрабинек в своем докладе отметил некоторые тенденции общественной жизни и будущего политического режима. "Решение необходимых для страны стратегических задач президент и правительство понимают как неизбежную дань за право бесконтрольно оставаться у власти, — заявил Подрабинек. — В результате они наибольшее внимание оказывают тем проблемам, от которых больше всего зависит стабильность их власти, остальные остаются на периферии их внимания. Идея стабильности базируется не на идее общественного консенсуса по ключевым вопросам государственного устройства, а на балансировании между полярными политическими силами, способными влиять на власть. Это очень хлипкая конструкция, и достигнутая таким образом стабильность — крайне невысокого качества, нуждается в непрерывной ручной регулировке, — чем и занимается власть".
По мнению правозащитника, если сопротивление путинскому курсу сохранится на нынешнем уровне, режим повысит централизацию, будет воссоздан централизованный репрессивный аппарат.
"Падение цен на нефть ударит по простым людям, поднимет их на бунт ради достатка, а не свободы, — считает Подрабинек. — Раскол элит пошатнет власть, но приведет лишь к перегруппировке политических сил. Успех реформ сверху маловероятен. Уход Путина не изменит природу его власти. Возможно, он будет заменен более жестким руководителем. Для перемен нужны всенародные усилия, а не доверие секретарю ЦК или полковнику госбезопасности. Единственная возможность перемен — оказывать на власть такое давление, которое превратит ее в инструмент общества. Значительная часть общества готова к переменам, дело за оппозицией".
Депутат Госдумы Илья Пономарев рассказал о перспективах оппозиции и протестных настроениях в обществе. Он выступил в защиту "системной оппозиции": партии принимают правила игры и действуют в этих рамках, чтобы не быть разгромленными.
Протест, по словам Пономарева, никуда не делся. "По данным администрации президента, по совокупному количеству участников протестных акций в целом по стране спада протеста нет, — сообщил депутат. — Речь идет о социальном протесте, не политическом. Сейчас один из самых массовых в стране — экологический протест. Но часто эти акции "не попадают на радары".
В регионах протест быстро пошел на спад, потому что не было выдвинуто ни одной объедииняющей идеи, которая объяснила бы людям, что выходить на площадь — это рациональное поведение. Эксперт отмечает, что митинги в провинции стали скорее актом солидарности с Москвой, что никак не могло стать для регионов объединяющей идеей.
"Локальные протестные акции служат индикатором социальной и политической напряженности и способны в короткие сроки мобилизовать людей; но спланировать протест невозможно, можно только наблюдать, есть ли почва для быстрых преобразований, — считает депутат. — В политике рядовой гражданин готов присоединиться только к силе: он хочет прийти на площадь и победить, а не получить дубинкой по голове. Поэтому он не готов к многолетнему протесту. Он хочет решить свою проблему, и при этом ему практически все равно, какая политическая сила пойдет с ним эту проблему решать".
Александр Подрабинек осудил сотрудничество либералов с представителями власти и союзы с коммунистами и националистами. Он призвал оппозицию к ребрендингу и самоочищению.
"Попытки понравиться всем приводят к потере политического лица и своих сторонников. Это на руку властям: реставрация советских порядков идет семимильными шагами. В эту систему впишутся и коммунисты, и социалисты, и националисты. Либеральной оппозиции нужно критически взглянуть на себя и преодолеть пропасть между ней и обществом", — уверен правозащитник.
Депутат Пономарев возразил Подрабинеку: "На митинги выходят разные политические и социальные силы: есть либералы, их больше, но многие — социалисты, националисты. Неправильно воспринимать существующую систему как левую или правую, в России правит популистский бонапартизм, ему и надо противостоять. Сто тысяч человек не должны выходить в Москве на площади с лозунгами неолиберальных фундаменталистов, которые оттолкнут 140 миллионов россиян. Надо отсечь вещи, которые нас разъединяют, вроде отношения к истории, и объединиться на конструктивной основе".
При этом Пономарев отметил, что коалиция политических сил работает "в финале" протеста, но не на стадии роста протестного движения.
Григорий Мельконьянц, экс-заместитель директора ассоциации "Голос", рассказал об истории взаимоотношений государства и НКО. Репрессии в отношении НКО, по его словам, начались в 2005-2006 годах. Тогда были приняты законодательные нормы, требующие отчета об иностранном финансировании (это стало формой давления), а к проверкам стали подключать прокуратуру. По итогам проверок государство выяснило, что правозащитники финансируются из-за рубежа и независимы от власти, а значительное количество НКО работают без регистрации. Государство начинает создавать псевдо-НКО, имитируя бурную деятельность некоммерческого сектора и одновременно дискредитируя в информационном поле реально работающие и независимые от них НКО.
"Кампания борьбы с "иностранными агентами" — это навешивание "желтых звезд" на НКО, принуждение к самооговору: их вынуждают заявить об участии в политической деятельности, что автоматически ударит по финансированию, — говорит Мельконьянц. — В случае же признания себя "иностранным агентом" деятельность организации фактически оказывается под запретом. Сначала в законе была прописана добровольность такого "признания", — но ни одна организация не стала оговаривать себя. Это стало неприятной неожиданностью для власти, и они стали применять репрессивные инструменты. Началось с административной ответственности: штрафов до 500 тыс. рублей, и не исключено, что захотят применить недавно введенную статью об уголовной ответственности, до двух лет лишения свободы. Вполне вероятно, что Госдума примет поправки о принудительном включении организации в реестр "агентов". По некоммерческому сектору нанесен колоссальный удар. Доверие к НКО, которое на протяжении последних лет медленно, но неуклонно росло, теперь падает".
Ханс Шредер, руководитель исследовательской группы фонда Фридриха Эберта, представил доклад "Россия как европейское государство".
"Россия все-таки является частью "большой Европы", — уверен эксперт. — Это страна с "европейским профилем" и "европейскими перспективами", а различия в ценностях (например, в отношении общества к государству), как показывают социологические опросы, не столь велики, как принято думать".
Тимофей Бордачев, директор Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, рассказал о внешней политике Путина.
"У России нет сейчас внешней политики — есть дипломатия, и последние 20 лет эта дипломатия была удивительно успешной, — заявил эксперт. — В ближайшие годы внешнеполитическое окружение России будет негативным для модернизации страны. Дипломатия России может превратиться во внешнюю политику, если будет развивать внутреннюю политику с целями быть успешной и доминировать".
Бордачев считает, что Россия будет действовать в условиях нарастания хаоса и неопределенности во внешнем окружении, неспособности стран поддерживать долгосрочные стратегии. Глобальность экономики стала реальностью, а управление экономиками все еще осуществляется на уровне государств, "международного экономического управления" не возникает. На внешнюю политику России повлияет также регионализация, укрепление закрытых торговых блоков и уничтожение всемирной торговой системы.
Перспективы обновления внешней политики, по мнению Бордачева, — в интеграции на постсоветском пространстве, формировании новых отношений с Европой, определении "новой повестки дня" во взаимоотношениях с США, осознании своего места в системе отношений с США и Китаем и того, как выиграть в условиях этого конфликта, а также в наполнении содержанием разворота России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Летний политологический форум под эгидой политика Владимира Рыжкова регулярно проходит в Барнауле с 1994 года. Форум проводится при поддержке фонда Фридриха Эберта, ранее — также при поддержке Международного республиканского института (IRI), "Российского общественно-политического центра" и Фонда социальной поддержки и гражданских инициатив. Доклады на конференции представляют ведущие экономисты и политологи России, эксперты из Германии. В конференции принимают участие представители различных политических партий, депутаты, общественные деятели, предприниматели, журналисты из Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей.
1. "У нас все общество смотрит назад: коммунисты — в сталинскую эпоху, "путинисты" — в брежневскую, либералы — в девяностые..." (Владислав Иноземцев).
2. "Это явный симптом наступления тоталитаризма, когда власть пытается определять, какие конфессии традиционны, а какие нет, какой секс патриотичен, а какой нет" (Александр Подрабинек).
3. "На площади выходит настолько ничтожное количество людей, что им проще уехать из страны, чем ее изменить..." (Владислав Иноземцев).
4. "Институты президентской системы и мажоритарной выборной системы — "поцелуй смерти" для новых демократий" (Андрей Мельвиль).
5. "Либо власть подчинит себе общество, либо общество будет контролировать власть, "перемирие" здесь невозможно" (Александр Подрабинек).
Около 150 человек стали слушателями "рыжковской" конференции в этом году.