ноябрь 21, 2002
Основным событием во внутренней жизни России на минувшей неделе стало начало государственных закупочных интервенций на рынке зерна. Старт им был дан 13 ноября одновременно на семи торговых площадках. Первые торги показали, что крестьяне торговать не умеют.
За первые три дня торгов государство закупило 486000 тонн пшеницы, потратив на это 952,6 млн. рублей из 6 млрд. руб. кредита Сбербанка. Цены сделок на пшеницу третьего класса колебались от 1800 до 2300 рублей за тонну, четвертого класса - от 1350 до 1800 рублей.
Наиболее активно закупалось зерно в Западной Сибири. На элеваторы Алтайского края и Новосибирской области пришлась примерно половина всех сделок. "Следствием интервенций стало укрепление цен на продовольственную пшеницу в большинстве регионов. Дальнейший потенциал роста наиболее высок для Сибири", - делает вывод в обзоре, помещенном газетой "Ведомости", аналитический центр "СовЭкон".
Однако сами сибиряки не столь оптимистичны в оценках. От Алтайского края в торгах участвуют десять районов. Шипуновский работает в Москве, остальные (Павловский, Егорьевский, Немецкий, Панкрушихинский, Хабарский и т. д.) - в Новосибирске. И если начало торгов на Сибирской межбанковской валютной бирже стало триумфом для алтайских крестьян, то дальше наступило разочарование. Рассказывает первый заместитель начальника управления сельского хозяйства администрации края Иван Лоор:
- Я был очень оптимистично настроен в первый день. Мы продали 2,5 тыс. тонн пшеницы третьего класса, в том числе СПК "Колыванское" из Павловского района сумело реализовать партию в 2000 тонн по 2295 рублей, и 5 тыс. тонн пшеницы четвертого класса по 1700 рублей. Но уже на следующий день мой оптимизм улетучился. Наши соседи-новосибирцы сбросили цену. Пшеница третьего класса шла по цене от 1800 до 2159 рублей, четвертого класса - от 1350 до 1500 рублей. И мы не стали продавать ни тонны. Есть опасность, что перекупщики, сумевшие приобрести зерно по демпинговым ценам до начала интервенции, торги обвалят, вытеснят с них товаропроизводителя.
Глава администрации края Александр Суриков также недоволен организацией торгов. По его мнению, реализация правительственной интервенциональной программы скорее напоминает аукцион, чем биржевые торги. Крестьяне никогда сами прежде по большому счету не торговали и торговать не умеют. В результате на торги приходят перекупщики и сбивают цену против установленной государством. И нет структуры, которая могла бы научить и защитить крестьян. Агросоюз с этой задачей не справляется. А администрациям вмешиваться в ход торгов категорически запрещено. Впрочем, по мнению Александра Александровича, начало государственной закупочной интервенции в любом случае положительно скажется на повышении рыночной цены на зерно.